Торговый менеджмент представляет собой процесс управления основными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности (рис.1). [19,С.25]
Рисунок 1 - Определение и концепция управления торговым предприятием
Предприятие - это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы: 1) финансовые ресурсы; 2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.); 3) людские ресурсы; 4) информационные ресурсы; 5) временные ресурсы.
Управление - это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному стратегическому плану, с непрерывным контролем результатов работ.
Управление торговым предприятием целесообразно выделить в основные характерные аспекты (сферы деятельности): [28,С.87]
1) организационная сфера деятельности: выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц; управление технологическими процессами; управление процессом обслуживания покупателей; управление персоналом;
) экономическая сфера деятельности: управление товарооборотом; управление доходами; управление издержками обращения; управление прибылью;
) финансовая сфера деятельности: управление активами; управление капиталом; управление инвестициями; управление хозяйственным рисками; управление финансовым состоянием.
Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма торгового менеджмента входят следующие элементы: [19,С.67]
) государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности предприятия;
) рыночный механизм регулирования торговой деятельности предприятия;
) внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности торгового предприятия;
) информационное обеспечение торгового менеджмента;
) система методов управления деятельностью торгового предприятия;
) система методов контроля за реализацией управленческих решений.
Исходя из главной цели, управление торговым предприятием призвано решать следующие основные задачи: [23, с.116]
. Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Эта задача реализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием.
. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Эта задача реализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары.
. Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. Эта задача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.