Способность организации реализовать свое конкурентное преимущество на рынке также зависит от влияния других конкурентных сил, которые М. Портер определил и объединил в своей теории "пяти сил конкуренции".
Рассмотрим роль каждой из пяти сил конкуренции, а именно:
соперничество между действующими фирмами;
угрозу прихода новых конкурентов;
способность поставщиков диктовать свои условия;
способность покупателей торговаться;
угрозу товаров-заменителей.
Соперничество между действующими фирмами
Конкуренция между организациями-производителями отрасли производства и реализации кондитерских изделий ("центрального ринга") достаточно высокая. Для сохранения конкурентоспособности необходимы значительные расходы на научно-исследовательскую работу, рекламу и организацию сбыта, что снижает прибыльность компании-участника.
ОАО "Невские берега" занимает лидирующую позицию на рынке и имеет развитую систему разработки, продвижения и сбыта выпускаемой продукции, однако для сохранения доли рынка нужна постоянная модернизация предприятия и новые способы сокращения издержек.
Угроза прихода новых конкурентов
Рынок кондитерских изделий привлекателен преимущественно для крупных предприятий. Тот факт, что барьеры входа на рынок высоки из-за необходимости больших вложений в производство, а также уже сложившаяся рыночная структура свидетельствуют о том, что риск появления новых конкурентов минимален. Изменения могут происходить только за счет слияний или поглощений.
Способность поставщиков диктовать свои условия
Для ОАО "Невские берега" самым существенным является риск, связанный с возможностью резкого изменения цен на сахар и какао. Вторым по значимости риском для общества и первым из рисков на внутреннем рынке является изменение цен на сливочное масло и муку. Остальные виды сырья и упаковка не составляют существенной доли в себестоимости и не так сильно влияют на прибыль.
Кроме того, на прибыль предприятия влияют цены на продукцию естественных монополий (электроэнергия, тепло), но их доля в себестоимости не так велика, чтобы существенно изменять прибыль. Важно отметить, что на конъюнктуру кондитерского сегмента российского рынка также сильно повлияли неблагоприятные погодные условия и засушливое лето 2010 года, приведшие к сокращению урожая зерна и сахарной свеклы. Это выразилось в повышении цен на сырье и, в частности, в наметившейся тенденции к росту зарубежных поставок мучной кондитерской продукции на рынке мучнистых кондитерских изделий (в 2010 году доля импорта увеличилась до 3,3%). По оценкам Intesco Research Group, дефицит сырья даст о себе знать к 2012 году, что дает повод для беспокойства для компаний, действующих на рассматриваемом рынке. Подводя итог, можно сказать, поставщики имеют большое влияние на конкурентоспособность ОАО "Невские берега". При невозможности повышения цен на продукцию рост издержек на закупку сырья приведет к убыткам компании.
Способность покупателей торговаться
Рынок кондитерских изделий характеризуется сравнительно низкой эластичностью спроса, устойчивостью и предсказуемостью объема продаж.
Вместе с тем в силу своей специфики, спрос на кондитерские изделия в предпраздничные и праздничные дни переводит их в новое качество: на этот период данные товары переходят из категории повседневного в категорию повышенного спроса. Таким образом, риск, связанный с "силой" покупателей невысок. Но при этом самым существенным внешним риском обладает реализация продукции с небольшим сроком хранения. Компания может избежать негативных последствий исключительно за счет того, что такая продукция является лишь одним из основных видов продукции, а значит, потери могут быть перекрыты прибылью других видов продукции.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.