Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе [15]. Изучением знаний занимается науки гносеология (от др.-греч. γνῶσις - «знание» и λόγος - «учение, наука») и эпистемология (от др.-греч. ἐπιστήμη - «умение, знание», и λόγος - «учение, наука»).
Следующее определение - познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира [15].
Теперь на основании вышеприведённых определений примем определение творчества. Творчество - форма познания реального и идеального миров, расширение границ знаний, порождение новых элементов в деятельности человека [1].
Вообще лично мне представляется очевидным тот факт, что процесс получения и усвоения знаний может носить характер, не связанный ни с потребностью, ни с решаемой задачей. То есть, грубо говоря, индивид может приобрести знания даже тогда, когда он не хочет или они ему не нужны. В частности, существуют работы Зинченко [7] о непроизвольном запоминании. Но сам автор пишет, что в настоящее время в ней нет такой теории памяти, внутри которой могла бы найти свое место проблема непроизвольного и произвольного запоминания. Поэтому, а также в виду глубоко философского аспекта данной проблемы моделировать такие процессы здесь мы не будем, а упомянём о них в аспектах получения знаний в процессе сна ниже.
А здесь при моделировании процесса усвоения знаний мы примем, что существует следующая цепочка по Нечаеву [1]:
Рис. 25. Цепочка потребность-задача
Для дальнейшего развития темы знания нужно классифицировать. Примем для этого классификацию по степени научности [15]:
· Научные знания
o эмпирические
o теоретические
· Ненаучные знания
o паранаучными - знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
o лженаучными - сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
o квазинаучными - они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.д;
o антинаучными - как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
o псевдонаучными - представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
o обыденно-практическими - доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.