Вообще оценка эффективности усвоения знаний - это возможный предмет дальнейших исследований. Можно сказать, что некоторые знания, например подсознательные и сверхсознательные, вообще не поддаются оценке в рамках современной науки. Оценку, переоценку знаний на уровне подсознания или сверхсознания можно провести только с использованием медитативных или подобных изменяющих сознание техник. Суть таких техник в том, что подсознательные знания переносятся в какой-то мере на уровень осознания в процессе медитации, транса, гипноза или подобных. Подробнее я расскажу о таких техниках ниже, когда буду рассматривать процесс познания во сне.
На уровне сознания можно проводить различные оценки. Основная суть таких оценок - это сопоставление времени реакции и выполнения сознательного действия какому-то критерию. Примером такой оценки являются экзамены. Независимо от вида и формы проведения, такая оценка проводится как критерий эффективности ранее усвоенных знаний и всегда ограничена во времени.
В частности существует так называемая кривая забывания или кривая Эббингауза. Но надо сказать, что в зависимости от ситуации, даже уже забытое может внезапно всплыть в памяти. Это как раз является отражением учения Вернадского о ноосфере.
В настоящее время, в век информационного общества, встаёт проблема не только оценки эффективности усвоения, но и главная проблема - соответствуют ли полученные знания критериям адекватности. И здесь большую роль играет опыт человека. Поэтому очень важно, например, следить за тем, что смотрит и чем занимается ребёнок, так как в силу огромного количества факторов и причин, социальное и психологическое воздействие телевизора, компьютера и т. п. на первичное формирование картины мира может быть огромным.
Ниже я предлагаю эффективную, на мой взгляд, систему оценки усвоения знаний детей для контроля родителями:
Рис. 35.
Принципиальная схема контроля за усвоением знаний
Обозначения на схеме следующие: I - входящая информация. P - родитель, C - ребёнок. S - процесс принятия решения родителем, Ct - контроль Принципиальная схема состоит в следующем: родитель экспертно оценивает то, что содержится в получаемой информации. Затем это разрешается посмотреть ребёнку, после чего идёт процесс обсуждения и беседы. Затем родитель принимает решение. Барьер служит ограничителем. Допустим, извне мы получили одну фишку. По первому переходу она уходит родителю и ребёнку. Родитель тратит фишку на просмотр, а затем уходит на оценку информации и даёт возможность ребёнку уйти с барьера к своему просмотру информации. Затем родитель и ребёнок беседуют, после чего родитель оценивает адекватность полученных ребёнком знаний и опять же в случае возникновения конфликтов уходит на барьер.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.