Управление персоналом представляет собой область знаний и практической деятельности, направленной на обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование. Управление персоналом так же называют управлением трудовыми ресурсами, управлением человеческого капитала, кадровым менеджментом, маркетингом персонала, социальным менеджментом.[8]
Система управлением персонала заключает в себе комплекс взаимосвязанных социально-психологических и организационно-экономических мер на процесс распределения, перераспределения, формирования персонала на уровне предприятия, на создание и развитие условий для использования трудовых качеств работника в целях обеспечения функционирования предприятия и всестороннего развития работников, которые обеспечивают эффективность трудовой деятельности, конкурентоспособности гостиничных предприятий.
Главным объектом системы управления персоналом является кадры (персонал) - основной (штатный) состав его работников. Персонал - коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Персонал - это человеческий ресурс предприятия от квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств которого зависит эффективность и качество деятельности предприятия, его конкурентоспособность [3 ].
Целями системы управления персоналом являются
повышение конкурентоспособности;
повышение производительности труда, с целью получения максимальной прибыли;
обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.[8]
Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:
определение потребности предприятия в кадра;
формирование качественного и численного состава кадров (система комплектования, расстановка);
согласование интересов предприятия и интересов кадров (решение социальных и производственных задач);
самодисциплина, сотрудничество между работниками
система профессиональной подготовки персонала;
адаптация работников на предприятии, межличностные отношения;
стимулирование и оплата труда(моральной и материальной заинтересованности);
система развития кадров (возможность карьерного роста, а так же реализация интересов, желаний, потребностей рабочего персонала, подготовка и переподготовка персонала;
кадровая служба, обеспечивающая предприятия кадрами и социальную защиту работника
эффективное использование потенциала производственного коллектива
повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на кадры [8].
Система управление персонала включает в себя:
. Планирование ресурсов: предприятие всегда нуждается в кадрах, поэтому предусмотрена разработка плана по удовлетворению будущих потребностей в кадровых ресурсах.
. Набор персонала: происходит создание резерва кандидатов на должности.
. Отбор: на данном этапе формирование мнения о уровне и значимости кандидатов на должность и отбор лучших из резерва.
. Определение льгот и зарплаты: разработка, создание, введение структуры по льготам и зарплате с целью сохранения, привлечения, найма служащих
. Адаптация и профориентация: введение новых сотрудников в организацию, просвещение работников о том, что ожидают от них организация, какой труд оценивается в первую очередь.
. Обучение: разработка тренингов, специальных программ для обучения персонала трудовым навыкам, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач на работе.
. Оценка трудовой деятельности персонала: разработка и внедрение методик оценки трудовой деятельности, доведение ее до персонала.
. Увольнение, повышение, перевод, понижение: перемещения персонала на должности с разными уровнями ответственности; повышение профессионального опыта работника, с помощью перемещения на другие должности; прекращения трудового договора найма.
. Управление продвижением по службе, подготовка руководящего персонала: разработка программ, ориентированных на повышение эффективности труда и развитие способностей руководящих кадров.
11.Занятость: разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.
. Управление корпоративной культурой[16]
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.