Очевидно, что сохранение социального равновесия в обществе невозможно без социально ответственного бизнеса. Во всем мире наблюдается рост интереса к корпоративному гражданству, понимаемому как форма социально ответственного предпринимательства, его добровольного вклада в развитие общества, в социально-экономическую и экологическую сферы, не связанные с прямой деятельностью компании.
Определение корпоративного гражданства можно сформулировать как своего рода партнерский договор между бизнесом и обществом/государством, в котором предпринимательство взамен ответственного отношения к общественным нуждам вправе рассчитывать на определенные преимущества. С практической точки зрения это означает, что для реализации корпоративного управления и этики поведения, добровольной социальной отчетности нужна хорошо взрыхленная благодатная почва.
Концепция корпоративного гражданства зародилась в середине 80-х. В основу ее легло сравнение поведения корпораций с поведением граждан, реализующих свою ответственность перед обществом. Патриарх корпоративного гражданства Крейл Смит писал: «…Обычно компании добавляют «ценности» в общество неосознанно, а если они идут на это сознательно, это и есть корпоративное гражданство». С таким утверждением можно не согласиться. Любой гражданин наделен правами и обязанностями различного рода, но не обязательством помогать ближнему, тратить часть дохода на сирот, инвалидов и прочих нуждающихся. Скорее, это относится к теории «разумного эгоизма», суть которой выражается в постулате: «Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы они обращались с тобой; делай добро людям, и завтра они ответят тебе тем же». При этом главный движущий стимул - не абстрактная вселенская любовь ко всем, а, прежде всего, эгоистические взгляды, диктуемые сугубо прагматическим желанием устроить вокруг себя общество таким образом, чтобы в нем было удобно и комфортно работать и процветать.
Думается, такое поведение логичнее ложится в канву корпоративного гражданства и социальной ответственности, отвечая целям круга заинтересованных в нем сторон, кого в зарубежной литературе называют «stakeholders» (в отличие от теории Милтона Фридмана, считающего, если прибыль - основная цель предприятия, то только через удовлетворение потребностей акционеров проявляется социальная ответственность). Согласно определению Всемирного банка, социально ответственное поведение - есть обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни, путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом. Обеспечение социальной ориентации осуществляется через три вида деятельности: благотворительность, корпоративное волонтерство, социальные программы.
Благотворительность, или филантропия. Под ними обычно понимается любой факт выделения средств или безвозмездной передачи продукции, что не связано с сугубо коммерческой деятельностью предприятия. Это материальная помощь и бесплатные услуги работникам, спонсирование средств, финансовая поддержка домов престарелых и приютов для сирот - вплоть до строительства культовых храмов и шоу-бизнеса. В данной роли благотворительность выполняет функцию компенсации перед социально-незащищенными слоям населения, но не является инструментом воздействия на будущее общества. А, исходя из принципов рыночной экономики, это вообще удобный способ для укрытия прибылей, уклонения от положенных отчислений, перевод средств через благотворительные фонды, некоммерческие организации, не облагаемые чрезмерными налогами. Равно, как и отлаженный рычаг для снижения классового антагонизма - противоречий в области расслоения населения, сглаживания рисковой дифференциации между бедными и богатыми. Что, кстати, и дало повод американскому экономисту Мюрею Н. Ротбарду утверждать в книге «Власть», что благотворительность - это «политика поощрения паразитизма»: она развращает получателей и способна привести к «возникновению касты, живущей только на общественный счет».
Не разделяя, столь спорной точки зрения, можно, однако, согласиться с тем, что принудительная благотворительность - действительно, тяжкое бремя для производства, и что государство не должно являться «распределителем услуг эффективных собственников». Забота гражданского общества - стать идейным вдохновителем, инициатором и организатором волеизъявления социальной ответственности при полной свободе выбора экономическими агентами. Для этого в развитых странах используется эффективное планирование благотворительной деятельности, выделение приоритетов и критериев оценки, в соответствии с которыми корпорации перечисляют средства некоммерческим организациям или специализированным благотворительным фондам, публично демонстрируя сопричастность к «благому делу», а не только эгоистическое вложение капитала в прибыльные сферы.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.