Работоспособный персонал является необходимым ресурсом любой организации, обеспечивающим эффективность ее деятельности. В связи с этим усилия организационной науки и практики постоянно направлены на решение вопроса об оптимизации работы сотрудников компании, а именно уменьшении «цены» деятельности, повышении их заинтересованности в труде, увеличении производительности, сохранении здоровья и т.п. Эти факторы в свою очередь определяют «экономическое благополучие» организации. В практике работы организационных психологов ставится множество задач, требующих комплексного подхода, т.е. учета максимального количества факторов и нахождения сложных взаимосвязей между ними. Так, для реализации комплексного подхода к оптимизации деятельности персонала мы предлагаем исследователю основываться на нескольких принципах:
. Последовательное построение оптимизационной работы. Одним из важнейших этапов комплексного подхода к оптимизации деятельности является системная организационная диагностика. Целью данного этапа является получение четкого представления о ресурсах, проблемах и возможностях организации, что дает информацию, на основе которой возможно планирование дальнейших оптимизирующих мероприятий. Можно отметить, что на практике сама оргдиагностика является не только исследовательской деятельностью, но и средством воздействия на многие структуры и процессы в организации. Далее следуют этапы: разработка мероприятий по изменению (технологического, организационного и др. характера), дальнейшее их внедрение, а также оценка эффективности мероприятий и коррекция при необходимости.
. Проведение оптимизационной работы на трех уровнях функционирования организации (работник/группа (коллектив)/организация как система), принятых в организационной психологии. Реализация комплексного подхода подразумевает объединение различных методик, технологий и приемов в единую программу организационных изменений. На каждом уровне функционирования организации существуют различные аспекты оптимизационной работы:
Работник:
изменение динамических характеристик деятельности сотрудников (темп, объем выполняемой работы, график работы);
изменение функциональных обязанностей и профессиональной нагрузки, степени ответственности профессионала и востребованности его знаний и навыков в выполняемой работе;
организация и обеспечение рабочих мест, нормализация рабочего пространства и условий работы (микроклимат, освещенность, объем рабочих помещений и др.) в соответствии с существующими гигиеническими стандартами, внедрение эргономичного предметного окружения и усовершенствование технических устройств в соответствии с психофизиологическими особенностями человека;
коррекция функционального состояния за счет оптимальных режимов труда и отдыха, обучения и использования специальных техник и программ, адекватных производственной ситуации и степени нагрузки работника.
Группа (коллектив):
перераспределение функций и обязанностей в совместной деятельности, эффективное использование ресурсов каждого члена коллектива, проектирование новых форм взаимодействия, делегирование полномочий;
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.