Известно, что в становлении системы стратегического менеджмента можно выделить четыре основные фазы:
· хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
· стратегическое планирование в узком смысле - предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
· управление стратегическими возможностями - выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
· управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени - разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (таблица 2).
Таблица 2.
Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики
Тип стратегии организации |
Уровень планирования | ||
долгосрочный (стратегический) |
сроеднесрочный |
краткосрочный (оперативный) | |
Открытая кадровая политика | |||
Предпринима-тельская |
Привлечение молодых перспек-тивных профес-сионалов. Активная политика информи-рования о фирме. Формирование требований к кандидатам |
Поиск перспективных людей и проектов, создание банка канди-датов на работу в организацию, проведе-ние конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами |
Отбор менеджеров и специалистов под проекты |
Динамического роста |
Активная политика привлечения профессионалов |
Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев - формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов |
Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала |
Прибыльности |
Разработка новых форм организации труда под новые технологии |
Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест |
Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих) |
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Создание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству |
Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, програм-мам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости |
Круговорота |
Оценка потребности в персонале для различных этапов жизни организации |
Поиск перспективных специалистов |
Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи |
Закрытая кадровая политика | |||
Предпринима-тельская |
Создание собственных (фирменных) институтов |
Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии |
Привлечение друзей, родственников и знакомых |
Динамического роста |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный - Япония) |
Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет |
Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала |
Прибыльности |
Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат |
Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ |
Создание кружков «качества», активное включение персонала в оптимизацию деятель-ности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» - совмещение |
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Проведение программ переподготовки |
Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников |
Круговорота |
Создание «иннова-циионных» отделов. Разработка программ стимулирования творческой актив-ности сотрудников. Проведение конкурсов проектов |
Разработка программ частичной занятости по основному направ-лению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме |
Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.