Часть информации, аккумулируемая в области управленческого учета, носит креативный характер, дополняется расчетами и оценками и выступает в качестве системы контроля.
Система контроля представлена двумя подблоками - методы контроля и системы учета.
. Методы контроля:
система зеркальных счетов;
система передаточных счетов;
система аналитических счетов.
Система управленческого учета должна содержать подробную информацию, которая носит характер коммерческой тайны в большей части относительно затрат фирмы, и только обобщенная информация должна передаваться в систему финансового учета. Этой информации должно быть достаточно для составления финансовой отчетности. То есть из системы управленческого учета может передаваться только сальдо определенных счетов.
Использование счетов-экранов свойственно континентальной системе учета, а параллельное ведение учета свойственно англо-американской системе. Использование транзитных и зеркальных счетов характеризует формальный дуализм [2, с. 114].
Большинство российских фирм, ведущих управленческий учет используют для ведения управленческого учета 30-е счета, связь систем при этом осуществляется через передаточные счета. Вся аналитика включена в кодировку счетов, поэтому код состоит из 4 - 10 знаков.
Одной из разновидностей интегрированной системы учета является система контроллинга, широко применяемая в Германии.
Система аналитического учета базируется на использовании счетов финансового учета для ведения управленческого учета. При этом углубляется и расширяется система аналитического учета. оперативный учет на многих предприятиях сегодня поглощен управленческим учетом, используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями, а также для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках производственной и финансовой деятельности [4, с. 37].
. Системы учета - учет затрат по функциям (ABC-метод).
Предприятиям, выпускающим продукцию широкого ассортимента из одного исходного сырья, необходима информация о затратах на каждой стадии (функции) переработки. Эту задачу позволяет решить система учета по функциям (ABC-метод). Ее сущность - аккумулирование затрат по функциям.
Функциональный учет затрат и результатов деятельности предприятия предназначен для определения стоимости и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в разрезе их потребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам, задействованным в производстве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге, техническом обеспечении, обслуживании покупателей.
В целом ABC-метод следует рассматривать как инструментальное средство, позволяющее достаточно точно произвести оценку стоимости операций, процессов и результатов действий в разрезе видов продукции и услуг, а также групп поставщиков и каналов продаж.
Метод ABC находит распространение на предприятиях США, Германии, Франции.
Система Jist-in-time. Данная система получила широкое распространение в Японии, США, Германии.
В основе всех модификаций данной системы лежит принцип ликвидации избыточной информации для управления. Во-первых, в связи с минимизацией расходов на хранение и внутризаводскую транспортировку для менеджеров становятся нерелевантными учетные данные по всем стадиям движения материального потока. Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда основных производственных рабочих также становится нерелевантным, поэтому данные затраты учитываются в составе общепроизводственных расходов.
Метод Target costing. Этот метод активно используется в Японии, США.
Сама идея, положенная в основу концепции таргет-костинга, заключается в несложном преобразовании традиционной формулы ценообразования: Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции таргет-костинга представлена как: Цена - Прибыль = Себестоимость.
Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования.
Будущее современного стратегического менеджмента невозможно без системы целевого управления затратами. Практика работы ведущих компаний мира должна убедить отечественных менеджеров в необходимости использования таргет-костинга на предприятиях. Система организации управленческого учета должна способствовать как управлению затратами в целом, так и использованию метода таргет-костинга в частности.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.