Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.
Мотивация
- стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.
Мотивация
- это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.
Остановимся на определении мотивации, введенное Месконом М.Х. В своем труде «Основы менеджмента» им дается следующее определение: «Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации». Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению. Если учесть то обстоятельство, что как правило, стимул отождествляется с оплатой труда - в результате получается окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом.
Стимул
(лат. stimulus - стрекало, погонялка) - внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.
Из данного определения видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Стимулу свойственна способность «раздражать» органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле, стимул - это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Таким образом, стимул задается человеку извне.
Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:
o деньги;
o уважение;
o самоутверждение;
o чувство принадлежности к организации;
o приятная рабочая обстановка;
o похвала;
o гибкий график работы;
o осознание себя членом команды;
o разрешение приходить на работу в повседневной одежде;
o возможность внесения идей и предложений;
o служебные командировки;
o необязательность командировок и поездок;
o возможность учиться;
o карьера;
o товарищеские отношения;
o признание заслуг;
o вознаграждение;
o возможность работать дома;
o скидки в магазинах компании;
o независимость;
o премии;
o творческая атмосфера;
o благодарность за сверхурочную работу;
o чувство уверенности в работе;
o сотрудничество с другими людьми;
o устоявшийся рабочий процесс;
o доверие руководства.
Мотив
(от франц. mоtif - побуждение) выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру - это задача менеджера.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.