В буквальном смысле слова «эффективный» означает «дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный».
Слово «эффективность» имеет следующее значение - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Понятие «эффективность» может рассматриваться в двух аспектах:
. Эффективность, другими словами отдача, рентабельность (efficiency), как итоговая характеристика какой-либо деятельности в целом, выполнения ее отдельных функций. Эта характеристика включает эффект, определяющий степень достижения тех или иных целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
. Эффективность как характеристика результативности, действенности (effectiveness) какой-либо деятельности без соотнесения полученных результатов с затраченными ресурсами. В данном случае он характеризует, прежде всего, выбор правильных целей, направлений действий, без чего с позиций первой трактовки может быть обеспечена высокая эффективность достижения неправильных целей. При этом под результативностью действий принято понимать степень соответствия их результатов задачам достижения определенной цели или совокупности целей (запланированных результатов).
Эффективность деятельности - важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях [5]. Под эффективностью управления персоналом понимается степень использования трудового потенциала предприятия, которая выявляется соотношением результатов и затрат на персонал [6]. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность. Обобщающим критерием экономической эффективности деятельности служит уровень производительности труда.
Эффективность деятельности - это показатель деятельности по распределению и переработке ресурсов. Эффективность можно измерить через коэффициент - отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, ее номенклатуры.
Необходимо различать понятия эффективность управления персоналом и эффективность работы персонала. Эффективность работы персонала характеризует степень выполнения работниками поставленных перед ним задач, а также степень соотношения достигнутым персоналом трудовых результатов и затраченных на их выполнение усилий (затрат). Эффективность управления персоналом - это показатель работы по управлению персоналом, характеризующий уровень качества управленческих задач, решаемых в рамках управления персонала.
Суть проблемы повышения экономической эффективности деятельности состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности деятельности.
Важное значение в системе управления занимает умение наиболее объективно определять эффективность деятельности предприятия.
Система показателей эффективности деятельности должна давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержать все общеэкономические показатели. Очень важно, чтобы расчеты эффективности велись непрерывно: на стадиях проекта плана, утверждения плана, по мере его выполнения.
Показатели эффективности - количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта [7]. В рамках рассматриваемой темы под объектом понимается деятельность по управлению персоналом. В методике оценки эффективности управления персоналом выделяют показатели формирования, использования и развития персонала в соответствии с основными подсистемами управления персоналом в организации. Данные показатели отражают количественные и качественные характеристики персонала, при этом все они взаимосвязаны и взаимообусловлены [8]. Так, например, показатели развития персонала являются результатом формирования и использования работников на предприятии.
В системе показателей эффективности деятельности не все из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.