Организационная структура системы управления финансами в организациях разных отраслей и масштабов деятельности может быть построена по-разному. У маленькой фирмы все финансовые функции могут быть возложены на главного бухгалтера или самого директора. У крупных корпораций финансовая служба имеет сложную структуру, в которой работает множество сотрудников, выполняющих различные функции.
Все функции, связанные с финансами, можно, разделить на два направления:
· комплекс денежно-финансовых действий - отношения с банками, управление денежными средствами, финансовые прогнозы и исследования, юридические и налоговые вопросы, проблемы страхования и работа с филиалами;
· комплекс учетно-контрольных действий - финансовый учет, управленческий учет, оперативная работа с клиентами, бюджетирование, внутренний аудит, информационные системы.
В западных организациях традиционно первое направление возглавляет финансовый директор (Treasurer), второе - директор-контролер (его должность во Франции и США называется Controller, в Великобритании - Chief-Accountant). Руководители двух этих направлений бывают подчинены одному лицу вице-президенту по финансам и, таким образом являются руководителями одного уровня.
Организационная схема управления производственной компанией представлена в приложении 2 рис. 2.
Кто из двух руководителей, финансовый директор или главный бухгалтер, «главнее», кто из них обладает большим влиянием и имеет больше власти в организации, зависит, прежде всего, от традиций организации и особенностей личностей, занимающих эти посты. Например, в компании General Electric ключевым администратором, обеспечивающим координацию, финансовой: деятельности подразделений, является главный бухгалтер. Обычная же практика такова, что мнение главного бухгалтера является решающим только в вопросах, относящихся к сфере его ответственности.
Структура службы главного контролера компании приведена в приложении 3 рис. 3.
В практике крупнейших компаний функции в области финансов обычно бывают распределены между двумя руководителями так, как показано в приложении 4 табл. 1.
В российских компаниях ведение финансового учета чаще всего бывает содержательно отделено от остальных информационных потоков. Структура управления финансами российской кампании представлена в приложении 5 рис. 4.
Такое положение дел обусловлено, прежде всего, тем, что подчинение непосредственно руководителю организации и функции главного бухгалтера определены законодательно (в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»). Кроме того, современная отечественная традиция ведения учета такова, что финансовый учет имеет почти исключительно налоговую ориентацию, и поэтому в структуре управления российскими кампаниями бухгалтерия вместе с функциями ведения финансового учета, подготовки отчетности в соответствии с законодательством и уплаты налогов, вынесена из сферы ответственности финансовой службы, как «внешняя» по отношению к информационным потребностям самого предприятия. Функции же главного бухгалтера при этом состоят в том, чтобы обеспечить составление и представление отчетности в контролирующие органы в указанные ими сроки. K сожалению, большинства российских бухгалтеров и сами не готовы участвовать в построении эффективного обмена учетно-финансовой информацией для целей принятия управленческих решений в организациях. Эту функцию за них выполняют финансовые службы, в сфере ответственности которых оказывается ведение управленческого учета.
В мировой практике сложилось специальное название для специалистов в области управленческого учета - бухгалтер-аналитик. Оно определяет как особенности профессионального инструментария (учетные данные), так и содержание деятельности (анализ, позволяющий представить информацию, пригодную для принятия решений).
Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений трудно переоценить. Управленческий учет помогает осуществлению эффективного информационного обмена, прежде всего путем построения системы внутреннего контроля и бюджетирования. При составлении бюджетов бухгалтер-аналитик отвечает за формирование данных, а результатах прошедшего периода и прогнозах на будущее, устанавливает процедуру разработки и утверждения бюджетов, следит за соблюдением сроков и стандартов, взаимоувязывает функциональные бюджеты и готовит мастер-бюджет для руководства. Контрольный аспект деятельности бухгалтера-аналитика заключается:
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.