Организация управленческого учета является внутренним делом самой организации. Нет двух одинаковых организаций, их различия определяются различием форм собственности, масштабами деятельности, различными комбинациями факторов внешней и внутренней среды - все это обусловливает необходимость внедрения тех или иных, форм бухгалтерского (и финансового, и управленческого) учета.
Ведение управленческого учета, в отличие от ведения финансового, не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее внедрения в той или иной форме следует принимать исходя из оценки соотношения затрат и выгод от ее функционирования. Для того чтобы считать систему управленческого учета в организации эффективной, необходимо, чтобы она позволяла облегчить достижение целей организации с наименьшими затратами на организацию и функционирование самой системы.
Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом:
· структуры самой организации;
· информационных потребностей руководства;
· технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой в организации;
· квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров-аналитиков.
Крупные и средние организации имеют в своей организационной структуре специальные подразделения, задачами которых является осуществление отдельных процедур управленческого учета. Такие службы, работающие на уровне всей организации, можно назвать штабными. Кроме того, в отдельных подразделениях и центрах ответственности назначаются специальные сотрудники, осуществляющие координацию учетно-управленческой работы, как внутри подразделения, так и с вышестоящими уровнями управления.
В теории управления известно, что в настоящее время самыми распространенными являются три формы организации:
. Унитарная (линейно-функциональная) структура с установленной иерархией взаимоотношений и ответственности, существующей неопределенно долгое время (приложение 6 рис. 5). Это классическая форма организационной структуры, она характеризуется строгой подчиненностью сотрудников низшего звена управления руководителям высшего и передачей информации и команд преимущественно по вертикали; Уже на заре индустриальной эры производство во многих отраслях было устроено по этой схеме.
Линейно-функциональная форма организации имеет несомненные достоинства, в частности:
· стимулирует профессиональную специализацию;
· не допускает дублирования функций и обязанностей внутри организации;
· улучшает вертикальную координацию в каждой из функциональных ветвей.
Большинство производственных и торговых компаний малого и среднего бизнеса сейчас имеют линейно-функциональную организацию. Однако существенны и недостатки этой формы организации: отсутствие формальных горизонтальных связей приводит к тому, что информация может достичь низших уровней на «соседней вертикали», только поднявшись до самого верха по функциональной ветви. Это затрудняет координацию между отдельными функциональными ветвями, способствует проявлению конфликта интересов и целей отдельных функциональных ветвей и тем самым увеличивает затраты (финансовые и временные) на управление такой системой.
. Дивизиональная (холдинговая) структура представляет собой группу относительно самостоятельных подразделений, объединенных общим финансовым руководством и (чаще всего) отношениями собственности (приложение 7 рис. 6).
С точки зрения формы организации к этой категории относятся крупные компании, с заметной территориальной или продуктовой разобщенностью, которые требуют высокого уровня децентрализации и делегирования полномочий. Головной офис компании занимается стратегическим планированием и централизованным распределением ресурсов, контролирует достижение подразделениями поставленных перед ними целей. Компании, входящие в холдинг, разрабатывают собственные планы по достижению этих целей и несут ответственность за их выполнение.
. Матричная структура, в которой подразделения (дочерние компании, проекты и.т.п.) обладают определенной самостоятельностью в осуществлении своих задач. При этом обладатели определенной профессии выполняют свои функции лишь на временной основе, на срок отдельного проекта, и легко перемещаются между подразделениями, образуя единый рынок труда функциональных групп. В организациях матричной формы особую остроту имеет проблема отношения руководителей функциональных подразделений и проектов.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.