Часто исходя их перевода частей слова рефрейминг с английского языка: «ре-» - это «пере-», а «фрейм» - это «рамка». Таким образом, получается переобрамление (преобразование рамки). Однако, трактуя данный термин, часто обращают внимание на то, что речь идет об изменении ограничивающих наш опыт и развитие убеждениях (точках зрения, позициях).
Это происходит за счет изменения фреймов, в рамках которых эти проблемы воспринимаются. Буквально рефрейминг обозначает помещение какого-либо образа или переживания в новый фрейм. С психологической точки зрения, произвести рефрейминг значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного.
Если говорить о разновидностях рефрейминга, то Роберт Дилтс в своей книге «Фокусы языка» достаточно полно проанализировал множество возможных приемов создания рефреймингов смысла («раскруток»), придумав очень интересную классификацию:
) изменение результатов,
) позитивное формулирование позитивных намерений,
) превращение критиков в советчиков,
) превращение критических замечаний в вопросы,
) паттерны «намерения» и «переопределения»,
) «однословный» рефрейминг,
) «вторая позиция» как способ увидеть ситуацию с точки зрения другой модели мира
Выделяют также и другой вид рефрейминга - рефрейминг контекста. Он применяется в случаях, когда человек слишком преувеличивает сложности, которые в действительности не настолько страшны.
Если сосредоточение на трудностях, о которых идет речь, уже само по себе является препятствием для дальнейшего продвижения, то нужно изменить само негативное отношение к ним. Например, управленец говорит: «У меня ничего не получается, команда слишком, слишком, слишком… разобщена!» При этом он ничего не делает: его эмоции по этому поводу настолько сильны, что приводят его в тупик. Тогда мы не меняем смысл внутри рамок, а помещаем содержание в новую ситуацию: «Зато команда не сплочена против своего руководителя, кроме того, её никто не перекупит разом, она не может противостоять введению новшеств»
Особенно показательно данный прием срабатывает тогда, когда человек зациклился на мнимых отрицательных качествах: «Я слишком упрямый в спорах со своими близкими!» Тогда вы можете ему сказать: «Зато ваше упрямство помогает реализовывать все их мечты!» Мы не переопределяем «упрямство» в рамке «споров», как это было в случае с рефреймингом смысла, а подыскиваем ему новую рамку - «реализация мечтаний».
Как правило, если попали в точку, человек начинает улыбаться, и уже нет такой категоричности и эмоционального «застревания». Далее можно с легкостью подумать над тем, как уменьшить проявление этого качества именно в ситуации, где возникла трудность. Иначе проблема останется, но после изменившегося к этому качеству отношения с ней легче справиться. Это можно сделать с улыбкой по отношению к себе, да и менять теперь все на корню не стоит, ведь очевидны ситуации, где оно полезно.
Выделяют также авторефрейминг - осознанное (или автоматическое) применение рефреймингов смыла или контекста к самому себе (происходит самоконсультирование).
Кроме вербального (речевого) рефрейминга также используются техники рефрейминга (например, «Шестишаговый рефрейминг»), где осуществляется переопределение существующего выбора нежелательного поведения и его соответствия позитивному намерению, которое за ним скрывается.
Особый интерес вызывает «рефрейминг ситуации». В определенном смысле в технику «Шестишаговый рефрейминг» встроена стратегия осуществления эффективного внутрисистемного рефрейминга для отдельного человека в его «сложной» ситуации. Особенно данный метод актуален в случае превращения кризисных ситуаций в выигрыш. Рассмотрим ее более подробно.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.