Рассмотрим более подробно некоторые техники выявления проблем. К таким техникам можно отнести, например, сбор данных, выявление «симптомов», исследовательскую методологию и метод мозговой атаки. Стандартные техники обычно основываются на использовании объективных данных, имеющих отношение к статистике, результатам, целям, объектам, тенденциям, уровню исполнения и т. п. Субъективные же данные связаны с чувствами, убеждениями, мнениями, подходами, личностями, индивидуальным поведением, интуицией, ощущениями, реакциями и т. д. Не следует игнорировать или преуменьшать роль субъективных данных. Именно из них в основном и состоит подводная часть айсберга, поэтому к ним следует относиться с повышенным вниманием. Творческий подход, как правило, бывает гораздо более удачным, чем любой аналитический метод.
Рассмотрим некоторые подходы, которые могут быть с успехом использованы при выявлении проблем.
Выявление «симптомов».
Составляем список «симптомов» конкретной ситуации. Например, при возникновении конфликтной ситуции при общении сотрудников список мог бы быть следующим:
• не выполнил работу в срок, подвел коллегу;
• директор не поздоровался;
• не дали премию;
• сотрудники отдела не пригласили обедать.
Все эти «симптомы» можно рассматривать как необходимые для выявления проблемы субъективные и объективные данные. Но в любом случае список симптомов пригодится при определении сути проблемы и при использовании освоенных ранее техник.
В целом, некая ситуация может и не быть проблемой, имея примерно равное число позитивных и негативных «симптомов». Задача заключается в том, чтобы в некотором роде обмануть самого себя: необходимо найти проблему прежде, чем она найдет вас, пресечь ее в корне. Чем раньше выявить проблему, тем больше шансов превратить ее в новую возможность. Чем дольше будем не замечать негативный «симптом», тем больше вероятность того, что он превратится в сложную проблему.
За каждым таким симптомом необходимо обнаружить одну или несколько проблем, а затем немедленно приступить к их решению.
Есть различные методы, позволяющие исследовать проблему не только реактивным, но и активным образом. Например, существуют различные вопросники, статистические справочники и т. п. Весьма вероятно, что при сборе данных, как и при выявлении «симптомов», обнаружатся какие-то новые проблемы. Затем уже их можно будет решать при помощи различных техник рефрейминга.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.