Сегодняшние исследования дают основания с уверенностью утверждать, что очень небольшое количество предприятий всерьёз занимаются стратегическим планированием. Можно считать, что для большинства компаний сегодняшний день важнее завтрашнего. А можно считать, что им попросту не хватает навыков или ресурсов для параллельного решения стратегических задач. Ясно одно: функционирование компании без поставленного стратегического менеджмента - это плавание в открытом океане без навигационных приборов и карт. Для инвесторов и кредиторов, для поставщиков и заказчиков компании, для персонала - это зона повышенного риска.
Современные стратегические предприятия - огромные объекты, которые могут стоить миллиарды и триллионы долларов. Цена управленческой ошибки огромна. Поэтому абсолютно всё в деятельности данной корпорации должно быть запланировано на несколько лет вперёд. Этим планированием занимается стратегический менеджмент, основная цель которого - поставить перед корпорацией четкую достижимую цель (среди наиболее распространённых - занять лидирующее положение на рынке; довести рыночную стоимость компании до желаемого уровня; добиться конкурентного преимущества; стать высокоприбыльной компанией), а также запланировать стратегию поведения фирмы в следующих четырёх плоскостях:
· Финансы. Деньги - кровь современной экономики. Деньгами уплачивают налоги, зарплаты, расплачиваются за поставки сырья. Это наиболее гибкий инструмент, который первым отвечает на все сигналы рынка.
· Клиенты. Клиенты - основной источник доходов любой компании. Твёрдая клиентская база - это твёрдый доход корпорации. Чтобы доходы росли, клиентскую базу надо расширять, клиенты должны быть довольны продукцией и лояльны к компании.
· Бизнес-процессы. Как видно на схеме выше, бизнес-процесс - это основная деятельность предприятия, то, что приносит доход с клиентов. Чтобы прибыль росла, необходимо расширение бизнес-процессов, их углубление. Они не должны останавливаться, поэтому должны быть так же бесперебойные обеспечивающие бизнес-процессы и процессы управления.
· Обучение и рост. Оборудование становится всё сложнее, управленческие схемы - всё запутаннее. Работа сегодня требует соответствующего образования, а знания - самый ходовой товар. Человеческий капитал играет всё большую роль в жизни предприятий. Поэтому для развития необходимо обучение персонала, его личностный рост.
С учётом всего вышесказанного схема стратегии может выглядеть примерно так, как показано на рисунке 2.
управление бизнес менеджмент финансы
Рисунок 2
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.