социальный коллектив психологический управление
Социально-психологический климат как интегральное состояние группы включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата [28, с. 133]
При изучении социально-психологического климата с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся [3, с. 134]:
. Удовлетворенность членов группы характером и содержанием труда. Этот показатель можно определить по ответам на такие вопросы анкеты, как:
а) Довольны ли Вы своей работой?
б) Оцените условия труда, в которых Вам приходится работа
в) Насколько Вы удовлетворены характером работы, состоянием техники и оборудования, распределением производственных задач, нормированием труда и пр.?
2. Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе и менеджерами. Это выясняют, например, с помощью следующих вопросов:
а) Удовлетворены ли Вы своей фирмой?
б) Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредственным менеджером, его стилем, приемами и методами работы?
в) Как развито чувство ответственности у Ваших товарищей пом работе?
г) Как развиты взаимопомощь, поддержка, сотрудничество?
д) Оцените взаимоотношения в Вашей группе, отделе.
е) Оцените сплоченность Вашей группы.
3. Удовлетворенность системой морального и материального стимулирования.
Для каждого из вышеприведенных вопросов анкеты предполагается 3-, 5- или 7-балльная шкала ответов [28, с. 134].
. Стиль руководства фирмой. Он в основном бывает авторитарным или демократичным. Для выяснения стиля руководства возможен такой вопрос с вариантами ответов: «В разговоре о менеджерах Вашей фирмы два человека высказали разные мнения. Подчеркните, какие из них Вам кажутся правильными»:
а) наши менеджеры:
· часто используют приказ, распоряжение;
· часто повышают голос на подчиненных;
· не терпят критики в свой адрес;
· не считаются с мнением сотрудников;
· все вопросы решают в своем тесном кругу;
б) наши менеджеры:
· часто советуются с сотрудниками;
· разговаривают с ними очень спокойно и тактично;
· делают практические выводы из критики;
· учитывают мнение группы при принятии решений;
· все вопросы решают открыто и коллегиально.
5. Отношение сотрудников фирмы к работе, товарищам, менеджерам. Здесь возможны, например, такие вопросы [32]:
а) Обсуждаете ли Вы с коллегами по работе свои личные дела?
б) Оцените Ваше самочувствие в момент личного разговора с вашим менеджером:
· отличное, бодрое;
· хорошее, спокойное;
· равнодушное;
· плохое, напряженное;
· скверное, угнетенное.
6. Установки и ценностные ориентации сотрудников фирмы. Например:
а) От кого, по Вашему мнению, зависит успешный ход экономической реформы в Вашей организации?
· от рядовых сотрудников;
· от менеджеров;
· от коммерческих структур;
· от правительства страны;
б) Что нужно сделать в первую очередь для успешной работы Вашей организации?
· сменить устаревшее оборудование;
· освоить новейшую технологию;
· сменить менеджеров;
· сменить хозяина предприятия.
7.Трудовая и общественная активность сотрудников. Здесь выясняется выполнение норм выработки, повышение качества продукции, участие в общественно-политических движениях.
8.Уровень конфликтности сотрудников - причины конфликтов, их напряженность, направленность, типы, скорость и качество разрешения.
9.Реальная и потенциальная текучесть кадров. Реальная текучесть определяется по объективным данным отдела кадров. Потенциальная текучесть кадров может быть выявлена по ответам на следующий вопрос анкеты: «Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем сменить место работы и профессию?» [26, с. 75].
10.Профессиональная подготовка персонала. Например:
а) Проводится ли в Вашей организации работа по аттестации персонала?
б) Существуют ли курсы повышения профессионального мастерства? Посещали ли Вы эти курсы и когда?
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.