Конец ХХ в. был ознаменован подлинным триумфом новой институциональной теории, за развитие которой Нобелевской премии по экономике удостоены Р. Коуз (1991 г.) и Д. Норт (1993 г.)
Основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных рынках свобода рыночных сил неизбежно ограничена разнообразными институтами - многочисленными формальными (законы, государственное регулирование) и неформальными (контракты, нормы поведения, этические воззрения людей) ограничениями. Выражаясь образно, общественные институты - это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть организации, являющиеся в этой игре игроками.
Главной целью возникновения, существования и гибели тех или иных институтов должно стать снижение издержек по рыночным операциям (так называемых трансакционных издержек).
Именно с точки зрения необходимости минимизации трансакционных издержек неоинституционализм объясняет причины возникновения организаций (компаний, фирм, предприятий) - субъектов свободного рынка, внутри которых свобода собственно рыночных сил весьма ограничена. В динамичных условиях внешней среды изменения в организациях также должны осуществляться в соответствии с принципом снижения издержек по трансакциям - процедурам передачи продукции от одной структурной единицы к другой.
Следовательно, по мнению Д. Норта, организационные факторы играют более важную роль по сравнению с техническими и основным ключом к экономическому росту является не столько научно-технический прогресс, сколько эффективная организация хозяйственной системы (фирмы, отрасли, национальной экономики в целом)
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.