Обобщая накопленный опыт изучения стилей руководства, исследователи различают несколько подходов. Так, Т.Ю. Базаров выделяет "личностный" подход (постулирующий связь эффективности деятельности и индивидуальных особенностей субъекта), "бихевиористский" (поведенческий, устанавливающий связи эффективности и поведения руководителя), "системный" (изучение особенностей руководства в целостности, с учетом особенностей руководителя, подчиненных и случайных переменных).
В.В. Люкин различает три стиля, психологическое содержание которых выводятся из: 1) условий интегральной индивидуальности; 2) совокупности психологических условий субъекта ("синтетические теории лидерства"); 3)совокупности социально-психологических условий деятельности.
А.Г. Аллахвердян рассматривает многомерно-функциональный подход, при котором стиль понимается как межличностное взаимодействие в системе отношений "Руководитель-подчиненный (группа)", и программно-ролевой подход - стиль как "набор взаимно ориентированных ролевых функций". Автор отмечает, что чаще используют дихотомические схемы, а три теоретически постулированных левиновских стиля выстраиваются в трехчленный континуум "директивный - коллегиальный - либеральный". При этом либеральный стиль не выступает как особое изолированное образование, а является соотносимым с коллегиальным стилем.
По мнению М.Х. Мескона с соавторами, есть три подхода в изучении лидерства и руководства:
) с позиции личностных качеств: лучшие руководители обладают набором общих для всех качеств;
) поведенческий: основа для классификации стилей руководства или стилей поведения определяется не личными качествами руководителя, а манерой его поведения по отношению к подчиненным (существует определенный оптимальный стиль);
) ситуационный подход: ситуационные факторы включают потребности, личностные качества подчиненных, характер заданий, требований и воздействий среды, информацию руководства. Стиль руководства - это привычная манера поведения по отношению к подчиненным.
В своей работе я хочу рассмотреть самые известные и принятые классификации стилей руководства.
"Одномерные" стили руководства. "Одномерные" стили, характеризуются одним каким - то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.
Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения системы Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Мак Грегора описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа теория Х, а другая теория У.
Теория Х. Теория Х описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.
Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, поэтому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.
ü Люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.
ü Каждый человек стремится обеспечить себе полную безопасность. Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, необходимо применять различные методы принуждения, а так же напоминать о возможности наказания.
Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления.
Теория У. Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде. Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения:
ü Работа не является для любого из нас чем-то особенным. Человек не отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится взять на себя определенную ответственность. Работа для человека так же естественна, как и играть.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.