На протяжении периода реформ социальные проблемы настолько обострились, что необходимость целенаправленных действий на государственном уровне для снятия напряженности получила безоговорочное признание всех политиков. Однако место социальных вопросов в системе политических приоритетов, а также формы и методы проведения социальной политики определяются по-разному. Отсутствует единое понимание содержания социальной политики, ее роли в развитии современного общества, возможных форм отдачи, взаимодействия с хозяйственной политикой и экономической эффективностью.
Современный этап развития экономики и общества ставит принципиально новые задачи в области социальной политики. Ключевая характеристика этого этапа - изменение роли человека в системе факторов производства в связи с возрастанием значения творческих и личностных элементов в трудовых процессах. Человек ставится в центр социально-экономической системы, и, возможно, более полное удовлетворение всего спектра его потребностей, включая потребность в самореализации, является как конечной целью производства, так и условием его устойчивого развития.
Одновременно набирает силу глобальная трансформация рынка труда в направлении увеличения гибкости и многовариантности складывающихся на нем отношений. Оборотная сторона данного процесса - дестабилизация занятости в результате роста ее гибких и нестандартных форм (временной, надомной, неполной) и уменьшение доли стабильно занятых в государственном и корпоративном секторах, а также подрыв традиционных гарантий и норм в сфере труда. Увеличение требований к качеству рабочей силы и обесценение традиционного индустриального типа квалификации приводят к резкому усилению дифференциации условий и оплаты труда различных категорий рабочей силы, вытеснению значительной части работников на периферию рынка труда с соответствующим понижением социального статуса или к переходу их в категорию длительно безработных.
В современном обществе СП призвана выполнять две тесно связанные между собой основные функции - защиты и развития. Сегодня в развитых странах страховые и бюджетно-налоговые механизмы защиты охватывают подавляющую часть населения и обеспечивают его базовую социально-экономическую безопасность. В большинстве из них через госбюджет перераспределяется от 1/3 (США, Япония) до 1/2 (Франция, Италия) ВВП. На долю социальных расходов государства в США приходится более 20% ВВП, в западноевропейских странах - порядка 30%.
Не менее важное направление социальной политики государства, через которое осуществляется прежде всего функция развития, связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы (образовании, здравоохранении, культуре). Продукт этих отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но дает социальный выигрыш и для общества в целом, представляя собой инвестиции в человеческий фактор, аналогичные вложениям в материальную базу.
Существенный позитивный внешний эффект и длительный период окупаемости значительной части инвестиций в образование и здравоохранение обусловливают необходимость корректирующего вмешательства государства в действие рыночных механизмов. Объем и структура развития данных сфер будучи отданы на откуп рынку значительно отстали бы от объективных потребностей экономики и общества. Это обстоятельство во многом объясняет приоритетность соответствующих расходов в бюджетной политике развитых стран, включая и тех, кого традиционно относят к государствам с преимущественно либеральной моделью СП. В США, например, инвестиции в развитие человеческих ресурсов составляют более 60% расходов бюджета и почти вчетверо превышают расходы на оборону.
Инвестиционная роль основных социальных отраслей различна. С экономической точки зрения вложения в здравоохранение носят инфраструктурный характер, т.е. создают условия для нормального участия работников в производственном процессе (физически здоровые люди реже болеют, могут работать с полной отдачей, дольше не выходят из состава рабочей силы). Инвестиции в образование, формируя рабочую силу более высокого качества, дают прямую экономическую отдачу через более высокую производительность труда. По этой причине образование наряду с наукой образует ядро инвестиционного комплекса нематериального производства.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.