• руководство предприятия;
• сам работник;
• сторонние организации;
• судебные и иные государственные органы власти.
Составление характеристики для внутреннего пользования может потребоваться с целью изучения личности работника на предмет:
• поручения какой-либо работы;
• повышения в должности;
• отправки в командировку;
• поиска мотивации сотрудника;
• определения степени доверия для допуска к тайне, или передачи материальных средств;
• совместимости с коллективом;
• прогнозирования поведения в неадекватных ситуациях.
По инициативе работника характеристика составляется по его запросу при переводе на другую работу, поступлении в учебное заведение, поездки за границу. При получении официального запроса судебных и иных государственные органов о представлении характеристики для разрешения вопросов, связанных с личностью работника, необходимо представить данный документ в указанные сроки. Такие характеристики предназначены для внешнего пользования и подлежат обязательному заверению печатью предприятия и подписью его руководителя. В тексте обязательно должно быть указание «Характеристика выдана для представления в …».
Характеристика может быть оформлена на общем бланке формата А4. Она имеет следующие реквизиты:
• название вида документа (характеристика);
• указание должности лица, которому выдается характеристика;
• наименование организации, выдающей характеристику;
• имя, отчество и фамилия сотрудника;
• текст;
• подписи, печать.
Текст характеристики излагается от третьего лица. В нем можно выделить следующие составные части.
Первая - это анкетные данные, следующие за названием документа, где указывают имя, отчество и фамилию, должность, ученую степень и звание (если они имеются), год рождения, образование сотрудника.
Вторая часть текста характеристики - данные о трудовой деятельности (сведения о специальности, продолжительности работы на данном предприятии или в организации, продвижении по службе, уровне профессионального мастерства и т. п.).
Третья часть - собственно характеристика, оценка морально-психологических и деловых качеств сотрудника:
• его отношения к работе;
• творческого потенциала;
• работоспособности;
• дисциплинированности;
• уровня профессиональной пригодности;
• степени контактности и коммуникабельности;
• поведения в быту;
• субъективные выводы о способностях работника;
• рекомендации по использованию выявленных качеств;
• приблизительный «психологический портрет»;
• вероятностный прогноз поведения;
• иные факты и выводы, заслуживающие внимания заинтересованных лиц.
Четвертая часть содержит вывод, в котором указывается назначение характеристики.
Следует помнить, что характеристика относится к документам, содержащим персональные сведения о работнике, поэтому ее подготовка и представление должны осуществляться с соблюдением норм главы 14 ТК РФ. Например, работодатель не может сообщать персональные данные работника третьей стороне без получения письменного согласия на то работника (исключение составляются случаи, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом). Также сторонние организации и лица, получившие персональные данные работника, должны быть предупреждены о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены.
Автобиография - документ, который автор составляет самостоятельно. Типовой формы для автобиографии не существует. Однако отдельные составные части и реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно. Пишут автобиографию от руки на листе бумаги форматом А4 либо на специальном бланке (при поступлении на работу или учебу), без исправлений и помарок, разборчивым почерком, перьевой или шариковой ручкой. Использование зеленых и красных чернил (пасты) не разрешается. Форма изложения - повествовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологическом порядке так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественной деятельности данного человека. Для этого можно использовать различные способы:
• в начале строки через тире ставятся две даты, обозначающие период времени (например, «1984-1990 гг. - работал в ЗАО „Фонтан“ в должности главного бухгалтера»);
• временной период указывается с помощью предлогов (например, «С 1990 по 2004 год работал в ОАО „Незабудка“ заместителем директора по производству»);
• даты указываются после события в скобках (например: «Поступил в саратовский экономический институт (1975 год). После окончания института (1980 год) работал экономистом на заводе „Вымпел“ (до 1992 года)»);
• составителю в устном порядке задаются основные направления (дата и место рождения, обучение, работа, награды и т. д.) и по этим разделам в хронологическом порядке отражаются все сведения.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.