Процесс создания и распространения инноваций получил название инновационного процесса - процесса преобразования научного знания в инновацию, т. е. такой последовательной цепи событий, в ходе которой инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги.
Бизнес-процесс разработки и коммерциализации новшества представляет собой процесс, включающий совокупность взаимосвязанных работ по созданию инновации от разработки до коммерциализации, четко ориентированный на кратчайший путь выполнения и оптимизации затрат, предполагающий получение прибыли на каждом из его этапов при соответствующей маркетинговой, финансовой поддержке и защите интеллектуальной собственности. [2,с.1].
Инновационные стратегии и формы коммерциализации результатов (исследовательские организации) подразделяют на три основных вида:
Реализация научно-технической продукции (рынок знаний);
Реализация прав использования объектов интеллектуальной собственности (рынок объектов интеллектуальной собственности);
Доведение разработки до промышленного использования (рынок продуктов).
Первые два пункта непосредственно относятся к трансферу технологий, т.е. их передаче от одного носителя другому, который стал неотъемлемой частью мирового экономического процесса, а работа организаций научного сектора во всем мире все больше и больше оценивается с точки зрения экономически эффективного использования технологий на мировом рынке.
Перечень возможных вариантов трансфера технологий по А.Бретту, принятый в данном виде во всем мире, состоит из 2-х основных частей:
Одна связана с человеческим и технико-технологическим ресурсом организации и, как правило, не может быть отделена от них.
Другая же часть, отделима от носителей в том, смысле, что права собственности на этот ресурс могут принадлежать организации и служить источником дохода и средством участия в международном процессе обмена технологиями.
Неотделимые от носителя, основанные на квалификации персонала и
общетехнологическом ресурсе организации:
• консультационные услуги
• специализированные образовательные услуги
• технические, аналитические и конструкторские услуги;
• выполнение заказов на НИОКР;
Отделимые от носителя, основанные на праве интеллектуальной собственности:
• продажа научно-технической и конструкторской документации;
• лицензирование, т.е. передача прав на различные виды интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки и др.), передача ноу-хау;
• создание "spin-out"(start-up) компаний, т.е. компаний создаваемых собственником технологии специально для ее коммерциализации;
• создание совместных предприятий;
• производство и продажа продукции .
Передача технологии может осуществляться:
• во вновь организуемые компании - спин-аут(старт-ап, спин-офф) и совместные предприятия ;
• в действующие компании
• в другие исследовательские организации для дальнейших исследований [1,с.13-14].
Бизнес-процесс коммерциализации результатов исследований и разработок может проходить при различных финансовых формах участия -как при полном или частичном участии государства,- так и без него.
Существует многообразие механизмов, с помощью которых в развитых странах мира государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности.
В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы:
Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов (например, участие в венчурном финансировании) или организаций (например, малых инновационных фирм).
Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере (государственно-частные партнерства).
В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий, и т.п.).
Необходимо отметить и немаловажное косвенное участие государства в финансировании инновационной деятельности малых инновационных фирм, выражающееся, в частности, в налоговых льготах и послаблениях, через которые оно стимулирует фирмы на выпуск более прогрессивной инновационной продукции.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.