Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, сложность, эффективность, ну и разумеется, - приверженцев и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать - решается в рамках креативного и эвристического менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств.
Таким образом, креативный и эвристический менеджмент не «придумывают» методы активизации творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут из инновационного менеджмента, который в данном ракурсе обеспечивает им жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.
Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. Рождение креативного и эвристического менеджмента означает, помимо всего прочего, что последний получает как бы дополнительные «якоря», удерживающие его в рамках строгой науки, поскольку вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.
Менеджмент творческих процессов, как следует из изложенного, тесно связан с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования, пока еще в большей степени не осуществленного и даже в существенной мере не начатого. В данной публикации нереально пытаться как-то решать эту сложнейшую задачу. Ограничусь лишь указанием на то, что менеджмент творческих процессов должен вестись на основе определенных представлений об основах теории мыследеятельности. Современная наука подошла к осознанию того, что творчество - это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах.
После долгого латентного периода креативный менеджмент и эвристический менеджмент в настоящее время, при всех трудностях становления, уже заявили о себе как реально существующие области знания. Более того, они становятся твердо признанными. Весьма ярким свидетельством такого признания обычно служит введение соответствующей дисциплины в учебный процесс. В отношении креативного и эвристического менеджмента этот этап уже достигнут: в феврале 1995г. в Государственной академии управления состоялась презентация соответствующей учебной программы для экономических и управленческих вузов России.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.