Большую стимулирующую роль (в плане творчества сотрудников) может играть и специально создаваемый конфликт (идей, подходов, устремлений), однако он чреват тем, что может перерасти в неуправляемый и разрушительный (вместо планируемого созидательного), и руководитель должен ответственно сознавать меру своих возможностей и своего авторитета для управления таким тонким делом.
Творчество и гармоническое развитие менеджеров
Творческими работниками раньше было принято называть деятелей литературы и искусства. На самом деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление. В данной статье мы стремились показать только некоторые творческие задачи менеджера и подходы к их решению.
Философы спорят о первоначальном толчке творческой мысли, о предвосхищении или антиципации. «Скажем, можете ли вы по желанию иметь мысль? Не ту, которая известна, а новую? Можно ли захотеть сделать открытие - и сделать его, чтобы познавать, нужно как бы заранее знать то, что ты хочешь или должен познать…Тогда как вообще возможно это движение мысли? Откуда оно? Каким образом?» В том же ключе о предвосхищении говорил И.Гете: «Если бы я, благодаря антиципации, уже не носил в себе этот мир, то я, зрячий, остался бы слепым». И, наконец, вот что пишет ак. В.А.Энгельгардт: «Ничего мы не делаем, говорит Пастер, не имея предвзятой идеи. Предвзятые идеи, если они подвергнуты суровому контролю эксперимента, становятся живительным пламенем науки».
Мы придерживаемся той точке зрения, что импульс творчества связан с чувством дисгармонии, со стремлением (скорее неосознанным!) соединить два несовпадающих мира-образа: внешнего и внутреннего. И в этом плане всестороннее и гармоническое развитие обучаемых (включая менеджеров) и, таким образом, формирование внутренней модели мира, предстает в новом свете: как необходимое условие развития творчества. Узкая направленность знаний идет против природы, так как, по выражению Д.Дидро, природа ничего не знает о том, что ее поделили на разные науки. И не случайно, а по логике самого предмета, в данной статье мы вторгались в различные области знаний.
Развитие способностей - это как бы инверсная задача по отношению к обучению. Вначале, на основе анализа области деятельности определяются профессионально значимые способности и необходимые личностные качества, а затем подбираются дисциплины, предметы, учебные и практические («неочищенные») задачи, деловые игры - для развития способностей конкретного человека с учетом его данных и наклонностей (здесь неизбежен индивидуальный подход). Естественно, что при подборе учебных задач нельзя ограничиваться одной областью знаний. В то же время выделение противоречий и творческих вопросов позволит обучаемому активно включиться в творческую деятельность и выработать метазнания, то есть знания о том, как добывать новые знания. Не просто поиск компромисса (для сглаживания противоречий), а выход в новые пространства с увеличенными степенями свободы (надсистема, самоорганизация в пространстве и времени, самообучение, и др.) - это одновременно и творческие приемы, и метазнания (когда они становятся инструментом решения задач в новой области), и путь к развитию интуиции.
Интуицию как способность увидеть целое, минуя детали, как умение быстро решить новую, никогда не бывшую в опыте, задачу относят к важнейшим и до конца не изученным орудиям творчества. Эту способность идентифицируют с высокой скоростью протекания мыслительных процессов, которые при этом приобретают новое качество, а также с развитым пространственным мышлением . Современные информационные технологии и компьютерная графика позволяют придавать изучаемым процессам любую скорость, а объектам - любую конфигурацию, что может быть сознательно использовано для развития интуиции у обучаемых. При этом, как напутствует Д.Уотсон (один из авторов «двойной спирали» - структуры ДНК), «…вы должны удерживать в памяти целый воз фактов - не в компьютере, а в голове! - чтобы вас вдруг осенила интересная идея».
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.