Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации, являющиеся результатом управленческих решений. К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимания руководства, относят: цели; структуру; задачи; технологию и людей.
Внешние же факторы делятся на факторы прямого воздействия (микроокружение) и косвенного воздействия (макроокружение): [19, С. 79]
. Факторы прямого воздействия - это факторы, которые непосредственно влияют на операции и испытывают на себе прямое же влияние операций организации: поставщики; государство; потребители и конкуренты.
. Факторы косвенного воздействия - это факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции предприятия, но, тем не менее, сказываются на них. К ним относят: международные события, политические и социокультурные факторы; состояние экономики; достижение НТР.
В совокупности внешние факторы образуют внешнюю среду предприятия, которая характеризуется:
) взаимосвязанностью факторов: силой, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
) сложностью: числом и разнообразностью факторов, значимым образом влияющих на организацию;
) подвижностью: относительной скоростью изменения среды;
) неопределенностью: относительным количеством информации о среде и уверенностью в ее точности.
Предприятие как организационная система имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями производства, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства. Структура системы управления, максимально удовлетворяющая требования научных подходов менеджмента выглядит следующим образом (Рис. 4). [22, С. 132]
К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования организации, относятся макросреда страны, инфраструктура региона, микросреда организации.
Рисунок 4- Структура системы управления
К компонентам «входа» системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, новые трудовые ресурсы, информация.
На «выходе» системы менеджмента - выпускаемый товар/услуга, соответствующего количества, качества, ресурсоемкости и поставленный в установленные сроки. К компонентам «обратной связи» системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара организации, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.
Обеспечивающая подсистема - это подсистема, которая расположена на входе системы менеджмента и предназначена для обеспечения процесса управления методическим, ресурсным, информационным и правовым инструментарием.
Целевая подсистема менеджмента предназначена для установления целей (ожидаемых результатов), ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Цели являются изначальным элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.