После того как группа на предыдущих стадиях решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. С чисто экономической точки зрения, видимо, следует говорить о взаимном доверии по поводу достижения коллективных целей, которые выработаны на основе личных целей и оптимально сочетают их многообразие. Люди становятся открытыми, все больше согласия устанавливается относительно целей работы и задач совместной деятельности, на основе чего происходит идентификация личных целей и задач с коллективными. Соперничество уступает место кооперации, споры - консенсусу. Однако даже в таких командах время от времени могут возникать конфликты.
Заключительная стадия формирования - «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА». На этой стадии все работники ООО КХ «Хладко» выполняют работу качественно, проявляют заботу друг о друге, у них общие коллективные цели и интересы. Для команды это время наивысшей эффективности труда. Высокая производительность труда в этот период требует соответствующего поощрения и вознаграждения. На этой стадии команда также переживает несколько переходных фаз:
переход к развитию сотрудничества с внешним окружением;
переход к пониманию и идентификации своих личных взглядов и действий с целями и действиями всей бизнес-организации;
переход к пониманию качества продукции как представления о стиле и имидже коллектива и в целом бизнес-организации.
Выделим ряд функций, которые выполняет руководитель ООО КХ «Хладко» применительно к команде топ-менеджеров:
) конструктивная - структурирование, координация деятельности членов команды;
) интегративная - аккумулирование всех видов ресурсов для достижения запланированного результата, консолидация усилий членов команды;
) инновационная - выявление необходимости изменений, содействие освоению новых стилей и моделей поведения членов команды;
) интенсифицирующая - ускорение процесса перемен, активизация членов команды;
) социализирующая - предоставление оптимальных возможностей для самореализации, самоопределения представителей различных социальных общностей;
) коммуникативная - создание оптимальных условий для социальных взаимодействий между людьми, формирование благоприятной системы отношений.
Рассмотрение основных исследовательских ориентаций в области лидерской проблематики делает возможным отметить, что следует различать природу лидерства как внутреннего процесса управления социальной организацией (вектор движения снизу; система сама реагирует на потребность в управляющем воздействии) и руководства как фактора внешней, официальной структуры организации (управленческое воздействие извне). На этапе формирования руководителю очень важно быть лидером, так как именно от него члены будущей команды ждут распоряжений, выдвижения идей и целей, указаний по поводу организации работы. В этот период он представляет собой образец, модель поведения для всего коллектива (табл. 5).
Таблица 5. Основные действия руководителя ООО КХ «Хладко» на этапе формирования управленческой команды
Руководитель | |
В вопросах решения стоящих задач |
В вопросах поддержания и развития отношений |
определяет и проясняет цели; стимулирует распределение и поддержание ролей; помогает в определении и уяснении должностных обязанностей; если коллектив создан вновь, то тщательно инструктирует подчиненных при даче поручений, сам контролирует и помогает их выполнять; в ходе собраний и планерок концентрирует внимание людей на совместном планировании и организации дела; знакомит работников с правами и ответственностью, правилами внутреннего распорядка, помогает лучше и быстрее к ним приспособиться; уточняет личные интересы людей, формирует поле общих экономических интересов; помогает участникам команды скорректировать или уточнить их личные роли в структуре взаимодействия людей; направляет конфликтный потенциал на корректирование совместной работы, уточнение норм / правил совместной работы; предоставляет больше самостоятельности членам команды, опирается на коллективное мнение по поводу организации работы; поддерживает процесс принятия важных решений в режиме консенсуса; поддерживает и развивает самоуправление |
ведет наблюдение за каждым участником команды, выясняет потенциальные профессиональные возможности работников, оказывает ему помощь в поиске своего места в коллективе, развитии профессиональных навыков; направляет личную озабоченность работника по поводу приспособления к новым людям и новой производственной обстановке в русло поиска приемлемых способов поведения и взаимоотношений; организует обучение коллектива, в ходе которого вырабатываются новые нормы и правила коллективной деятельности; развивает потенциал участников команды; поощряет и поддерживает готовность людей проявлять инициативу, уменьшает число инструктажей, больше прислушивается к полезным замечаниям и высказываниям участников команды; поддерживает эмоциональную открытость, участвует и по собственной инициативе проводит неформальные мероприятия, направленные на укрепление коллектива как единой семьи |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.