Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
Таким образом, анализ внешней среды предприятия (макросреды) представлен силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду факторами демографического, экономического, природного, технического, политического, правового, и культурного характера.
Анализ внешней среды для предприятия ООО «Март-Авто» представлен в таблице 2.16.
Таблица 2.16 - Результаты анализа внешней среды маркетинга ООО «Март-Авто»
Составляющие внешней среды маркетинга |
Результаты анализа |
Политическая среда |
- постепенная стабилизация политической ситуации в стране; - уменьшение вероятности риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации; - недоверие общества власти; - глобальные политические изменения. |
Экономическая среда |
- рост машиностроительного производства в целом по России; - предприятия машиностроения погасили задолженность перед правительством и другими инвесторами; - выросла среднемесячная заработная плата и увеличилось число рабочих мест в целом по России; - рост национального дохода; - развитие рынка рабочей силы; - рост потребления различного вида услуг. |
Социально-демографическая среда |
- высококвалифицированные специалисты на рынке труда (знание устройства автомобиля); - рост престижности работы в сфере услуг (при наличии высокой заработной платы и стабильности компании). |
Культурная среда |
- наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить среднее, высшее образование. |
Правовая среда |
- глобальные политические изменения; - социально-политическое развитие; - влияние профсоюзов; -развитие налоговой системы. |
Научно-техническая среда |
- каждый год совершенствуются технологии производства (новые виды автосервисов, оборудования для ремонта и т.п.); - высокопроизводительное оборудование, инструменты и технологическая оснастка. |
Экологическая среда |
- экологические требования к производству в России не превышают аналогичные требования в Голландии; - использование продукции направлено на уменьшение воздействия на окружающую среду. |
Из таблицы видно, что на предприятие наиболее сильно влияют экономическая и научно-техническая среда, так как по стране наблюдается рост промышленного производства, в частности выпускается новое оборудование, новые технологии в автосервисе, применение инструмента для ремонта и обслуживания, рост доходов населения в целом по стране, таким образом, услуги ООО «Март-Авто» становятся более востребованными, так как население может позволить себе данные расходы, а не обходиться своими силами для ремонта транспортного средства.
За последний год эксперты все чаще говорят о постепенном повышении востребованности услуг автосервиса. Растущий спрос на данные услуги обусловлен в первую очередь общим ростом уровня благосостояния населения (постепенно уходит мода ремонтировать автомобиль своими силами), а также общим увеличением количества автотранспорта в городе (по данным различных источников, на территории Санкт-Петербурга зарегистрировано около 180 тысяч автотранспортных средств), на ближайшую перспективу ожидается увеличение автомобилей на 3,0-5,0 тысяч в год.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.