Качественную оценку системы управления будем проводить с помощью метода экспертных оценок по следующим группам показателей: показатели, характеризующие рациональность структуры управления (таблицы Е.1); показатели, характеризующие эффективность системы целей организации (таблица Е.3); показатели, характеризующие эффективность стратегии организации (таблица Е.4); показатели, характеризующие эффективность работы аппарата управления организации (таблица Е.5); показатели, характеризующие эффективность системы информации организации (таблица Е.6); показатели, характеризующие эффективность (уровень) организационной культуры (таблица Е.7) показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления (таблицы Е.8 и Е.9).
В таблицах с помощью экспертного метода предлагается дать балльную оценку в диапазоне от 0 до 5 по перечисленным критериям, характеризующим тот или иной элемент системы.
В роли экспертов должны выступать ведущие специалисты организации в составе не менее 5 человек.
В соответствии с предлагаемой методикой оценки системы управления нами были выбраны пять экспертов: директор - главный врач, зам. директора по экономическим вопросам и работе с персоналом, заместитель директора по хозяйственной работе, главный бухгалтер, начальник медицинской службы.
Средневзвешенная оценка критерия определяется по формуле:
, (1)
где n - количество экспертов, чел.;
n i - оценка эксперта (от 0 до 5);
v - вес (значимость) критерия.
При оценке организационной структуры эксперты отметили четкость распределения прав и ответственности. В целом можно отметить значительное соответствие управленческой структуры объекту управления, высокий уровень специализации и функциональной замкнутости, высокую степень централизации принятия решений, хотя на заводе наблюдается повышенная средняя норма управляемости, что может оказывать влияние на сбалансированность распределения прав и ответственности.
В целом организационная структура получила довольно высокий балл 3,9, что подтверждает наш анализ структуры с точки зрения теоретических аспектов.
При анализе эффективности системы целей организации эксперты подтвердили наше предположение об отсутствии сформированного «дерева целей» организации. Интегральная оценка имеет довольно высокий уровень - 3,4 балла.
Специальное подразделение по разработке стратегии отсутствует. Сформированная руководством стратегия ориентируется на концепцию совершенствования качества, поскольку потребители на нефтегазовом рынке ценят это в первую очередь. Данный аспект управленческой деятельности получил довольно низкую оценку - 3,16 балла.
Потери рабочего времени из-за несвоевременного или неудовлетворительного выполнения соответствующей функции управления (со слов работников) минимальны, поэтому качество выполнения управленческих функций, можно оценить как высокое.
Рациональность управленческой деятельности может быть оценена как средняя, так как уровень унификации, стандартизации и типизации управленческой документации невысок.
Таким образом, можно констатировать, что производительность аппарата управления, адаптивность, экономичность и надежность находятся на достаточном уровне.
Эффективность работы аппарата управления организации получила довольно высокие оценки (3,54 балла), хотя некоторые недостатки все же имеются.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.