Данный термин был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как "наставлять, подготавливать, тренировать". Но на самом деле это понятие включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта.
Существует множество определений коучинга, ниже приведем наиболее известные:
Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования. [1]
Коучинг - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.
Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. [2]
Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. [3]
Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.
Определение коучинга по ICF (Международной Федерацией Коучинга): профессиональный коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Современный коучинг чаще всего осуществляется с применением методов нейролингвистического программирования (НЛП). От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента. [2] В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения. В этом и состоит эффективность коучинга через коучинг вопросы.
Содержание индивидуального коучинга:
· постановка целей - «Чего ты хочешь?»
· анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
· наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
· реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»
Самые полезные коучинговые вопросы:
· Что еще?
· Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
· Какие могут быть последствия для тебя и других?
· Какими критериями ты пользуешься?
· Что для тебя в этом самое трудное?
· Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
· Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
· Я не знаю, что делать дальше. А ты?
· В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
· Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
· Что ты будешь делать?
· Когда ты намереваешься это сделать?
· Достигнешь ли ты при этом своей цели?
· Какие возможны препятствия на пути?
· Кому следует знать об этом?
· Какая поддержка тебе нужна?
Четыре базовых этапа коучинга:
· постановка цели;
· проверка реальности;
· выстраивание путей достижения;
· достижение целей. [2]
Коуч (англ. coach) - специалист, тренер, проводящий тренировку.
Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.
Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.
Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия. Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.