Любой сотрудник когда-нибудь испытывал на себе трудности, связанные с адаптацией, в частности, с трудовой. Любые изменения всегда в начале сопровождаются дискомфортными ощущениями, повышенной тревожностью и ожиданием помощи, потому что нам приходится менять привычную схему действий, вырабатывать паттерны поведения, отличные от прежних.
Если вы оказывались в ситуации смены места работы или профессии, вспомните: | |
1. Какая помощь вам была оказана на новом месте работы? | |
2. Была ли эта помощь достаточной для вас? | |
3. Насколько вам было комфортно в этой ситуации? | |
4. Как вы ощущали себя в обществе коллег? | |
5. Насколько коллеги проявляли открытость, готовность к общению с вами? | |
6. Была ли с их стороны инициатива по оказанию вам помощи? | |
7. Испытывали ли вы дискомфорт, находясь на работе (среди новых коллег)? | |
8. Сильно ли ваше представление о работе, организации, появившееся у вас на начальном периоде (в первый день), отличается от представления, которое у вас сложилось потом, со временем? | |
9. Сопровождался ли адаптационный период финансовыми трудностями? | |
10. Сопровождался ли трудностями, связанными с личной жизнью, детьми (по причине смены работы (профессии)? | |
11. Информация, которую вы получили об организации, была достаточной? | |
12. Представили ли вас людям, с которыми вам предстояло работать? |
Если большинство ответов - «нет», «недостаточно», «не в полной мере» - значит, человек на себе прочувствовал несерьезное отношение менеджмента к серьезнейшей процедуре - введению в новую работу.
От того, как будет организована адаптационная программа нового сотрудника, зависит многое - психологический комфорт и эмоциональное отношение к организации, принятие норм, правил, корпоративная вовлеченность, мотивация сотрудника, продуктивность деятельности.
Первое впечатление может надолго испортить общее представление. Как впечатление о человеке формируется в первые 15 минут взаимодействия, так и впечатление о компании у нового сотрудника формируется по тому, как его приняли.
Под эффективной адаптацией понимаем процесс реализации системы адаптационных мероприятий, в результате которого:
- уменьшаются стартовые издержки за счет сокращения сроков достижения новым сотрудником установленных нормативов выполнения работы;
- у нового члена коллектива возникает чувство удовлетворенности работой, удовлетворенности отношениями с коллегами;
- новый сотрудник адекватно включен в совместную деятельность, принимает участие, которое от него ожидают, на всех оговоренных этапах деятельности;
- сотрудник в полной мере ознакомлен со всеми своими обязанностями, правами внутри организации, льготами, правилами и нормами, ценностями корпоративной культуры таким образом, чтобы он мог действовать согласно этим условиям.
Если адаптация сотрудника лишена всех результативных показателей, о которых мы говорили выше, компания и сам сотрудник несут значительные потери и неудобства.
При правильной организации адаптации сотрудник быстрее включается в новую социальную группу, снижается уровень его тревожности, его ресурсы в основном направляются на создание продукта деятельности, а не на восполнение недостающей информации и переживание обособленности в коллективе.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.