Эффективная адаптация выступает мотивирующим фактором для сотрудника.
Забота компании о сотруднике, инициатива в помощи ему вызывает стремление принадлежать к данной социальной группе и осуществлять свои вклады.
При эффективной адаптации снижаются затраты компании на прием новых сотрудников, экономится время руководителей и снижается текучесть кадров, лучше обеспечивается сохранность конфиденциальной информации.
Для того чтобы введение в должность было эффективным, необходимы не только активность, профессиональная чуткость самого сотрудника, проведение организационных мероприятий и достаточной информированности. Нужно, чтобы человек, который будет являться помощником для сотрудника в адаптационный период, обладал определенными социально-психологическими качествами, такими как:
- умение слушать собеседника;
- внимательность;
- лояльность и отсутствие категоричности;
- навыки презентации;
- ораторские способности;
- эмоциональная компетентность (эмпатийные качества).
К выполнению этой задачи могут быть привлечены специалисты разных подразделений организации. Например, сотрудники HR-отдела, которые оценивали персонал при приеме на работу, а также сотрудники, отвечающие за обучение персонала; коллеги по подразделению, обязанности которых пересекаются с обязанностями нового сотрудника; руководитель подразделения (проекта), в котором участвует новичок.
Наиболее эффективным методом адаптации персонала является наставничество. Наставник на личном примере показывает сотруднику, как это нужно делать, сотрудник наблюдает и имеет возможность напрямую общаться с наставником, получать всю необходимую ему информацию, восполнять пробелы в понимании профессиональной деятельности. В дальнейшем сотрудник сам выполняет свои обязанности, а наставник курирует процесс и результат.
Самое главное требование к наставнику - это доскональное знание предмета обучения, содержания обязанностей, нормативов относительно этой деятельности, другим словом - профессиональная компетентность.
Наставничество позволяет также делегировать часть ваших обязанностей по обучению и развитию персонала. Поэтому важно, чтобы наставник удовлетворял определенным требованиям. Если вы не хотите, чтобы новичку привили неблагоприятные установки по отношению к содержанию деятельности, неблагонадежное отношение к компании, нельзя позволять, чтобы новичка вводил в курс ненадежный работник. Для того чтобы было легче оценить, насколько данный сотрудник подходит под роль наставника, можно воспользоваться следующей памяткой.
ЛИСТ оценки социально-психологических качеств потенциального наставника | ||||||||
Хорошо знает профессиональную специфику деятельности нового сотрудника |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Плохо ориентируется в профессиональной деятельности сотрудника |
Хорошо знаком с внутренними правилами организации, корпоративной культурой |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Плохо представляет основные корпоративные ценности, нормы и правила организации |
Умение выслушать собеседника |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отсутствие заинтересованности в том, что скажет собеседник |
Умеет доступно и ясно изложить информацию |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Излагает свои мысли недостаточно ясно, не совсем полно |
Обладает эмпатийными качествами, развитым эмоциональным интеллектом |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Нечувствителен к эмоциональным проявлениям людей, не умеет интерпретировать эмоциональные проявления |
Умеет работать в команде |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Настроен на индивидуальную работу |
Развитые лидерские качества |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Пассивен в принятии решения, предпочитает не брать на себя ответственность |
Гибкость во взаимодействии, умение найти общий вариант решения |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Неумение и нежелание приспосабливаться к сложившимся условиям |
Настроен на компромисс во взаимодействии, не конфликтность |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Конфликтность |
Умение давать корректную обратную связь |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Категоричность, резкость в оценках |
Терпеливость, индивидуальный подход к обучению |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Раздражительность, прямолинейность, нежелание применять индивидуальный подход в обучении |
Умение планировать, организационные качества |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Неумение планировать время, рассеянность, непоследовательность |
Максимальное количество баллов которое свидетельствует о том, что данный человек отвечает требованиям к личности наставника - 36 баллов. Если сотрудник набрал от 24 до 12 баллов, это говорит о том, что данный сотрудник вполне может быть наставником, однако следует обратить внимание на те критерии, по которым он набрал наименьшее количество баллов. Быть может понадобится провести индивидуальную беседу и подготовку потенциального наставника, просветить и восполнить недостающие знания. Если человек набрал меньше 12 баллов, советуем рассмотреть другую кандидатуру на исполнение обязанностей наставника, иначе придется не только вести контроль за двумя сотрудниками, но и исправлять ошибки. |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.