содержание цели;
ее размер (максимум, минимум, уровень);
временные параметры;
пространственные характеристики;
персональную привязку;
ранг в иерархии целей.
Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
Горизонтальные связи могут быть:
идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);
комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);
индифферентными (нейтралитет- между целями нет связи);
конкурентными (конфликт);
антагонистичными (взаимоисключение).
Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
Нормативные требования к управлению включают:
принципы предпринимательской деятельности;
основные цели, объекты, сферы деятельности;
требования к ее организации.
Основные принципы предпринимательской деятельности:
четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например,готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
восприимчивость к НТП;
готовность к риску.
Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
к способу управления (например,авторитарный или демократичный);
в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);
в среде информации (открытость, секретность);
принципы мотивации;
организационные структуры;
принципы контроля.
На основе общих принципов (shared volue) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные преимущества (искусства -skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).
Текст ситуационной (практической) задачи № 2
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.