Существует множество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается. Как следствие, формирование информационной базы для оценки конкурентоспособности продукции обусловлено используемой методикой.
Чаще всего конкурентоспособность продукции (товара) выражается с помощью относительного показателя, определяющегося в сравнении с товарами-конкурентами (лучшим аналогом, гипотетическим образцом), как по совокупности качественных и стоимостных характеристик, так и по показателю бренда, который мультипликативно дополняет аддитивные качественно-стоимостные характеристики и, оказывая на них непосредственное влияние, способствует созданию превосходства данного товара над товаром-конкурентом на определенном сегменте рынка в заданное время. Превосходство товара над товарами конкурентов выражается через показатель уровня продаж данного товара на исследуемом рынке. Конкурентоспособность продукции - это также ее способность конкурировать с другими изделиями и завоевывать максимальное количество потребителей, на которых она ориентирована, с помощью взаимоувязанной совокупности условий, ограничений и рисков, составляющих ее конъюнктуру в определенное время.
Информационная база оценки конкурентоспособности, как правило, содержит постоянную и эпизодическую информацию. Постоянная информация используется при принятии решений в области систематически повторяющихся задач. Эпизодическая информация необходима в случае изменения условий.
Исследование конкурентоспособности обычно начинают со сбора вторичных данных, т.е. это информация, которая уже собрана кем-то и обработана. Вторичная информация может быть получена из внутренних источников (отчеты о хозяйственной деятельности предприятия, отчеты филиалов и дочерних компаний) и из внешних источников.
Первичные данные фирма получает в результате наблюдений, опросов потребителей, экспериментов. Такие исследования дают возможность фирме получить непосредственные данные от потребителей на рынке. Результаты социологических исследований и опросов покупателей, проводимых в местах продажи товаров, а также выставках, ярмарках, симпозиумах, содержат конкретную информацию по исследуемым вопросам. Такие исследования индивидуально проводятся либо по группам покупателей, либо индивидуально - по телефону в письменном виде, в форме вопросника, деловых бесед.
В последние годы все более широко применяется информация, полученная у сторонних специалистов и специализированных исследовательских учреждений. Так, при исследовании рынка, анкетировании потребителей, проведении пробных продаж необходимы профессионалы в области многих наук, специальное оборудование. Некоторые предприятия, не располагая такими возможностями, вынуждены прибегать к платным услугам.
При невозможности получения достаточно полной рыночной информации, при отсутствии времени на масштабное исследование рынка, а также при продаже уникальной, либо выводе на рынок новой продукции используются пробные продажи.
Безусловно данный метод предполагает риск значительных убытков, однако появляется возможность установления непосредственного контакта с покупателями. Основной недостаток метода - на основе пробных продаж формируется рыночная модель и прогнозируются продажи для всего рынка, что оправдано далеко не всегда, т.к. существует множество дополнительных факторов, воздействующих на потребительское поведения, которые при пробных продажах могли быть не выявлены.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.