Интересно, что в СССР в конце 80-х годов также была предпринята попытка создания групп качества, однако эта работа проводилась во многом формально и не успела дать ощутимые результаты.
Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый выигрыш только в случаях, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества.
Зарубежный опыт показывает, что для успешной работы кружков качества нужна система обеспечивающих мероприятий, включающая:
а) поддержку первого руководителя. Ему отводится особая роль в организации всей деятельности по обеспечению качества продукции на предприятии. Без внимания директора к кружкам качества невозможно их успешное функционирование, наступает спад активности, первоначальный энтузиазм затухает;
б) инженерное обеспечение: создание производственных условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений; активная работа "штабов кружков качества", координационных советов по всем уровням управления на фирме;
в) систему сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль за этим процессом со стороны администрации;
г) систему обмена передовым опытом как внутри предприятия, так и в региональном, отраслевом и общенациональном масштабе;
д) систему поощрений (и не только материальных): призы лучшим кружкам, поощрительные поездки и т.п.
Надо стремиться к неформальному объединению людей с психологической совместимостью, с учетом возраста, интересов, квалификации.
Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно неформальный лидер, хотя и не исключен вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер).
Кроме того, должен быть назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении, сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов.
Процесс обучения имеет особое значение для успешной деятельности кружков качества. Отдача от этих творческих объединений может быть получена не сразу после их создания. Объективно требуется совершенно определенный и довольно продолжительный (не менее трех месяцев) период "акклиматизации", "вживания в образ", прежде чем заработает творческая лаборатория единомышленников - энтузиастов.
Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия создает условия саморегулирования процесса их работы, наличия "обратной связи" и контроля исполнения.
Заключение
В ходе выполнения данной работы раскрыты два теоретических вопроса:
. Информационная база оценки конкурентоспособности продукции.
. Кружки качества и их роль в управлении качеством.
В заключение сделаем основные выводы.
Формирование информационной базы для оценки конкурентоспособности продукции обусловлено используемой методикой.
Информационная база оценки конкурентоспособности, как правило, содержит постоянную и эпизодическую информацию. Постоянная информация используется при принятии решений в области систематически повторяющихся задач. Эпизодическая информация необходима в случае изменения условий.
Исследование конкурентоспособности обычно начинают со сбора вторичных данных, т.е. это информация, которая уже собрана кем-то и обработана. Вторичная информация может быть получена из внутренних источников (отчеты о хозяйственной деятельности предприятия, отчеты филиалов и дочерних компаний) и из внешних источников.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.