Критерии Болдриджа объединяют семь оценочных категорий:
. Лидерство.
. Стратегическое планирование.
. Ориентация на потребителя и рынок.
. Измерение, Анализ и Управление на основе знаний.
. Важность человеческих ресурсов.
. Оперативное управление.
. Бизнес-результаты.
На рис. 1 отражена модель, связывающая и объединяющая оценочные категории критериев Болдриджа.
Анализируя модель сверху вниз, можно выделить следующие основные элементы:
Организационный профиль - это, во-первых, описание организации, которое включает ее деловую среду, производственные взаимосвязи, отношения с потребителями, поставщиками и другими партнерами. Во-вторых, это вызовы, которые ставит перед собой организация, включая описание конкурентной среды, стратегических целей и задач, а также системы совершенствования бизнеса.
Рисунок 1. - Модель премии Болдриджа (2005 г.)
Важно уделить особое внимание описанию организационного профиля по следующим причинам:
организационный профиль - это начальный шаг для проведения самооценки и подготовки отчета организации для участи в конкурсе на соискание премии Болдриджа;
организационный профиль помогает определить потенциальные несоответствия и недостатки информации о бизнес-процессе и бизнес-результатах;
организационный профиль - это снимок организации, отражающий характеристики бизнес-процесса и направления развития компании.
Операционные элементы системы представляют собой шесть Категорий Болдриджа (1, 2, 3, 5, 6 и 7), которые определяют бизнес-процесс и его ключевые результаты.
«Лидерство» (Категория 1), «Стратегическое планирование» (Категория 2) и «Ориентация на потребителя и рынок» (Категория 3) определяют триаду лидерства. Эти категории взаимосвязаны, чтобы подчеркнуть для лидеров значимость принятия стратегии, ориентированной на потребителя.
«Важность человеческих ресурсов» (Категория 5), «Оперативное управление» (Категория 6) и «Бизнес-результаты» (Категория 7) представляют триаду результатов. Работники организации и ключевые этапы бизнес-процесса составляют деятельность организации, которая характеризуется достигнутыми результатами. К бизнес-результатам относятся продукты и услуги, финансовые и производственные результаты, включая человеческие ресурсы и социальную ответственность, а также потребители организации. Горизонтальная стрелка в центре модели связывает триаду лидерства с триадой результатов - это важнейшая связь для достижения успеха. Кроме того, стрелка указывает на важность обратной связи для обеспечения эффективности системы управления.
Основание системы - это «Измерение, Анализ и Управление на основе знаний» (Категория 4). Элемент играет существенную роль для построения эффективной системы управления на основе фактов.
Семь оценочных категорий в критериях Болдриджа содержат 19 оценочных показателей, каждый из которых определяет одно важное требование для одной или более областей применения (табл. 1).
Таблица 1. - Категории и показатели премии Болдриджа (2005 г.)
Рассмотрим подробнее содержание каждой категории и отдельных ее показателей:
. Лидерство (120 баллов)
Категория оценивает, как руководители устанавливают цели, направление развития, понимают важность потребителя, необходимость инноваций и обучения. Также здесь оценивается, как руководство организации устанавливает контакты с обществом и осознает свою социальную ответственность.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.