Система ключевых показателей эффективности (КPI) является инструментом контроля и анализа результатов труда и оценки эффективности трудовых ресурсов организации. Она существенно снижает риск субъективизма при их оценке и уменьшает количество конфликтов, связанных с этим, а также с неясной формулировкой задач при планировании.
Ключевые показатели эффективности как инструмент управления позволяют:
четко формулировать цели, выражать их количественно;
транслировать их на все уровни управления («дерево показателей и нормативов» становится инструментом согласования стратегического и операционного планов);
вести мониторинг результатов (оценивать степень достижения целей);
вовремя диагностировать сложные ситуации, требующие управленческого вмешательства (показатели как индикаторы проблем);
своевременно корректировать цели, тем самым оптимизируя планы (большой разрыв между нормативными и фактическими значениями свидетельствует об ошибках в планировании);
делегировать полномочия (уровень детализации показателей выявляет степень передачи функций и ответственности), что особенно важно в крупных структурах холдингового типа;
сравнивать между собой подразделения, предприятия;
оценивать уровень менеджмента и эффективность отделов (в частности, службы персонала);
мотивировать сотрудников на достижение результатов;
объективно оценивать эффективность деятельности работников [15].
Чтобы использовать ключевые показатели эффективности для оценки и мотивации, следует определить ее основные принципы.
Среди них выделяют следующие:
личная ответственность сотрудника за выполнение целей;
закрепление за сотрудником конкретных задач и приоритетов в работе;
понимание перспектив карьерного роста;
гибкость системы с возможностью коррекции целей и показателей;
координация личных и корпоративных задач;
единый механизм для планирования, оценки и развития [15].
На основании данных принципов строится структура оплаты труда (переменная часть, привязанная к выполнению запланированных показателей), нематериальной мотивации (поощрение высокой личной и групповой эффективности в соответствии с установленными целями и показателями), система оценки персонала.
Применять KPI можно как для оценки работы всей компании, ее отдельных подразделений так и конкретных работников. Условие работы показателя - возможность его измерения [16] (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Наиболее распространенные KPI и система их измерения/расчета
Ключевые показатели эффективности |
Система измерения/расчета |
Коммерческие показатели | |
Выручка |
План/факт (отношение факта выручки к плану выручки) |
Прибыль |
План/факт (отношение факта прибыли к плану прибыли) |
Дебиторская задолженность (ДЗ) |
План/факт (отношение факта ДЗ к плану ДЗ) |
Другие показатели |
План/факт |
Некоммерческие (качественные) показатели | |
Своевременность подачи отчетов |
План/факт (отношение фактического срока подачи отчета к плановому сроку подачи отчета) |
Выполнение плана посещений клиентов |
План/факт (отношение факта посещений клиентов к плану посещений клиентов) |
Текучесть персонала |
План/факт (отношение фактического % «текучки» к плановому % «текучки») |
Кол-во новых привлеченных клиентов |
План/факт (отношение фактического количества привлеченных клиентов к плановому количеству привлеченных клиентов) |
Другие показатели |
План/факт |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.