Организация документооборота - это правила, в соответствии с которыми должно происходить движение документов. Организация документооборота объединяет всю последовательность перемещений документов в аппарате управления организации (учреждения), все операции по приему, передаче, составлению и оформлению, отправке (и подшивке) документов в дело. Документооборот является важной составной частью делопроизводства и информационного обеспечения управления. Четко организованный документооборот ускоряет прохождение и исполнение документов в организации (учреждении). (34. с. 120)
Порядок прохождения документов и организация всех операций при работе с ними, должен быть регламентирован инструкцией по делопроизводству в организации (учреждении) и табелем унифицированных форм документов.
Разделяют централизованный документооборот и документооборот уровня структурного подразделения. В централизованный документооборот входит вся документация, подлежащая централизованной регистрации. Документы, учитываемые только в структурных подразделениях, составляют документооборот уровня структурного подразделения.
Как правило, централизованный документооборот представлен организационно-распорядительной документацией, а документооборот уровня структурного подразделения - специализированной документацией, обеспечивающей основные направления деятельности организации (в него могут входить и организационно-распорядительные документы). В крупных организациях существует отдельное структурное подразделение, в задачи которого входит обеспечение централизованного документооборота. Структурное подразделение может называться по-разному: управление делами, канцелярия, общий отдел и т.п. В организациях, где объем централизованного документооборота не настолько велик, чтобы им занималось самостоятельное подразделение, функции по его поддержанию могут быть возложены на секретаря руководителя организации.
Вследствие того, что документооборот отражает систему управления, позволяя ее наглядно увидеть, анализ документооборота крайне важен для совершенствования работы управленческого аппарата.
На предприятии работа по совершенствованию документооборота неотделима от анализа сложившихся документопотоков. К сожалению, на практике часто отождествляют понятия "совершенствование документооборота" и "сокращение количества документов". Дело не только в количестве документов и в объеме отчетности. Важно определить, нужны ли данные документы предприятию и насколько эффективно они используются для целей оперативного управления производством. Практика убеждает, что не всегда следует сокращать количество документов и объем отчетности. Часто бывает более целесообразно идти по пути упорядочения документации, а также систематизации и механизации отчетности.
В системе документооборота имеется понятие "маршрут документа".
Под маршрутом документа понимается перечень состояний, каждое из которых характеризуется следующими параметрами:
- дата поступления документа;
- срок исполнения в днях;
- дата фактического исполнения;
- код отдела и табельный номер сотрудника, ответственного за отработку данного состояния документа ("получатель" документа);
- код отдела и табельный номер сотрудника, ответственного за прошлое состояние документа и инициировавшего его текущее состояние ("отправитель");
- ожидаемый статус документа, т. е. статус, который инициализатор планирует получить в данном узле цепочки документооборота;
- полученный статус документа, т. е. "выходной" статус документа по отношению к данному узлу цепочки документооборота;
- примечание (многострочный текст);
- путь и имя файла, связанного с текущим состоянием документа. (9. с. 103)
Маршрут любого документа отображается в специальной табличной форме, которая вызывается из любого реестра документов. В ней видна вся история смены состояний интересующего пользователя документа. Незакрытые состояния выделяются цветом.
На практике, как правило, работа осуществляется не с одним документом, а с целой их цепочкой (пачкой), которая порождена некоторым "первичным" или "базовым" документом. Например, заявка на поставку продукции порождает хозяйственный договор, счет, платежное поручение, накладные и т. д.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в учете и отчетности, за информационную достоверность несут авторы документов, подписавшие их.
Правильная организация документооборота считается одним из важнейших критериев успешного бизнеса. Эта проблема является особо значимой для тех компаний, которые активно работают на западном рынке, имеют иностранных партнеров или клиентов, поскольку в этом случае необходима эффективная система обработки документов на нескольких иностранных языках. В основном можно выделить две главные задачи:
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.