Для полноты картины документооборота на предприятии система документооборот не должен заканчиваться на ответственных исполнителях, т.е. система автоматизации документооборота организации не должна замыкаться только на канцелярии, а должна иметь продолжение в системах управления документооборотом подразделений организации.
Документооборот организации включает прохождение водящих, исходящих и внутренних документов.
Опыт отечественных предприятий по совершенствованию документооборота показал, что эффективная система документооборота достигается за счет соблюдения следующих условий:
- Исключение или крайнее ограничение возвратного движения документов;
- Однократность пребывания документа в одном структурном подразделении или у одного исполнителя;
- Пребывание документа в той или иной инстанции должно быть обусловлено только необходимостью его обработки;
- Передача учетно-информационных сведений о ходе движения и исполнения документов, результатах контроля и других сведений в службу ДОУ с помощью регистрационных карточек, бездокументными способами, исключающими возвратное движение самих документов;
- Необходимость использования всех возможных вариантов движения документов, в том числе средств оргтехники.
В работе проведено исследование документооборота на примере ОАО "Российские железные дороги". На сегодняшний день ОАО "РЖД" включено в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
ОАО "РЖД" имеет 17 филиалов, а также дочерние общества. Деятельность компании ведется на всей территории РФ и сопровождается большими объемами документов.
В ОАО "РЖД" ведется непрерывная работа по совершенствованию документооборота, что обусловлено наличием большого количества документов, а также развитой филиальной сетью организации.
Функции делопроизводства в ОАО "РЖД" осуществляет Департамент управления делами, в структуре которого создано два отдела: экспедиция и отдел документационного обеспечения. В компании существует как традиционный (бумажный) документооборот, так и создана автоматизированная система "Документооборот", позволяющая упростить обработку входящих, исходящих и внутренних документопотоков. Для регламентации бумажного документооборота в организации разработана и активно применяется инструкция по делопроизводству, в которой подробно описан порядок обработки документопотоков, а также правила оформления основных распорядительных и информационно-справочных документов.
В представленной работе проведен анализ объема документооборота аппарата ОАО "РЖД", который показал преобладание в структуре документооборота внутренних документов. Исследование документооборота по месяцам свидетельствует о некоторой сезонности, связанной с повышением количества документов в отчетные периоды.
На основе данных о документообороте отдельных подразделений аппарата ОАО "РЖД" сделан вывод о неравномерной документной загрузке отдельных подразделений. Число документов в основном зависит от специфики работы конкретного департамента.
В ОАО "РЖД" создана эффективная система электронного делопроизводства при оформлении перевозочных и/или иных документов с использованием электронной цифровой подписи. Во многих филиалах ОАО "РЖД" такая система уже внедрена и показала свою действенность.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.