Управленческий учет как область практической деятельности и теоретических изысканий сформировался от бухгалтерского учета около ста лет назад.
Определение того, что такое бухгалтерский учет, можно найти множество.
Наиболее известным и употребимым в России является определение, приведенное в статье 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
В формулировке закона фигурирует:
. Содержание учетной деятельности (сбор, регистрация и обобщение информации)
. Форма отражения информации (денежные средства)
. Способ реализации этой деятельности (сплошной, непрерывный и документальный учет).
С точки зрения языковой концепции учет, имеет две ипостаси: учет как мысль представлен теорией (счетоведением), а как действие - практикой (счетоводством). Связи между теорией и практикой очень тесные и могут быть рассмотрены с двух сторон:
· теория - часть практики, а теоретик лишь описывает методы, сложившиеся на практике, и выясняет, какие методы хорошие, а какие нет (применительно к целям учетной практики);
· практика - часть теории, и практик выискивает среди решений, предложенных теоретиками, те, которые его устраивают (т.е. соответствуют его целям).
В любом случае главная цель бухгалтера не в том, чтобы регистрировать факты, а в том, чтобы решать задачи, возникающие входе хозяйственной деятельности. Задач этих великое множество. Часть из них появилась в весьма давние времена, другая часть возникла - лишь недавно. Обобщенно можно выделить четыре вида учетных задач.
1. Первая задача, - обеспечение сохранности имущества собственников. Эта задача считалась главной еще со времен зарождения современного учета, т.е. с эпохи Возрождения, когда бурное развитие заморской торговли потребовало новых экономических отношений между людьми. Немалые материальные ценности собственники стали доверять сторонним лицам (например, капитанам торговых судов), а финансовый результат проявлялся после этого лишь через многие месяцы, а - иногда и годы. Такая организация деятельности впервые потребовала письменной регистрации фактов хозяйственной жизни, поскольку, чем дальше собственник удален от исполнителей, тем больше у них возможностей и желания действовать вразрез с его интересами. Собственники и государство заинтересованы в том, чтобы этого не было, и придумывают разные правила и методики (инвентаризации, контроля и т.д.). С точки зрения контроля первая задача распадается на две - сохранность самого имущества и учет прав на него и ответственности исполнителей.
. Вторая задача сформулирована Ф. Бестой и Л. И. Гомбергом на границе XIX и ХХ веков. Цель ведения учета - контроль, однако не в смысле сохранности имущества, а в смысле обеспечения эффективного управления им. Информация в этом случае нужна, прежде всего, чтобы принимать действенные управленческие решения.
. Третья задача поставлена французскими авторами Э. Леоте и A. Гильбо и выдающимся русским экономистом А. П. Рудановским, также на рубеже веков. Они сводили учет к квантификации финансовых результатов, т. е. выявлению экономических и юридических последствий хозяйственных операций.
. Сравнительно недавно, в 70-е годы ХХ века, Э. С. Хендриксен выдвинул идею о том, что задачей бухгалтерского учета является перераспределение ресурсов в народном хозяйстве. Особенно наглядно это видно в условиях рынка ценных бумаг, где результаты хозяйственной деятельности, квантифицированные в отчетности, создают «экономический портрет» предприятия. Чем выше будут эти результаты, тем больше инвесторов устремят свои финансовые потоки в эту область. И наоборот, отчетность с низкими прибылями или убытками стимулирует отток финансовых средств из этих предприятий.
Лишь к концу XIX века, в эпоху бурного развития промышленного производства, деловой мир осознал необходимость учетной информации в интересах принятия решений в частности и обеспечения процесса управления в целом. Потребность в росте эффективности производства привела к осознанию необходимости обработки данных и производственных затратах и, как следствие, к разработке методов нормирования и оперативного производственного планирования (бюджетирования).
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.