Основным при проведении стратегической политики в фирме является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Трудовым потенциалом стратегического управления в ИП Гайчук Л.А. являются лица, разрабатывающие, принимающие и реализующие стратегические решения, в качестве которых выступают генеральный директор, коммерческий директор, т.е. высший управленческий уровень. Именно они являются движущей силой стратегического управления и от их достаточности, компетентности и слаженной работы зависит стратегическое развитие.
Стратегические решения принимаются в несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, принятие решения и его реализация. Итак, опишем стратегическое управление на фирме.
Первым шагом является определение и идентификация миссии и цели организации, а также оценка состояния внешней и внутренней среды фирмы, т.е. проведение стратегического анализа.
Проектирование целей на ИП Гайчук Л.А. обеспечивается формулировкой качественных и количественных показателей, срока достижения, ответственного исполнителя, ограничений по ресурсам.
Осуществление главной цели ложится на все структурные звенья и их руководителей. Это достигается посредством построения целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей, где к главной цели ведут подцели в разрезе бизнес процессов портфеля продукции фирмы; по каждой функции; в разрезе ресурсов.
После формулировки миссии и целей на фирме проводится стратегический анализ, который начинается с анализа внутренней среды по функциональным областям. Данный анализ входит в обязанности коммерческого директора, которые проводят оценку стратегического потенциала фирмы в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Они проводят, таким образом, анализ фактических и нормативных потенциалов. По окончании данного анализа проявляется картина сильных и слабых сторон предприятия.
Затем, выявленные в ходе SWOT-анализа альтернативные стратегии, позволяющие минимизировать воздействие слабых сторон и опирающиеся на сильные стороны предприятия, ранжируются, и на основе этого анализа руководством организации выбирается стратегия без использования каких-либо методов.
Рисунок 2.5 - Процесс стратегического менеджмента на предприятии
Так как не было стратегии, фирма работала не эффективно и не получила ожидаемого прироста основных показателей деятельности, а также не позволяет достичь поставленных целей. Рассмотрим, какие недостатки системы управления СМ имеются на анализируемой фирме.
Принципы - это совокупность подходов, которые учитываются при управлении. При управлении коммерческой деятельностью можно выделить следующие принципы:
· Выделение управленческой работы, разделение руководителей по уровням управления;
· Учет в работе поведенческих, социальных аспектов, то есть применение мотивации и т.д.
· Способность принимать своевременные решения
· Применение системы поощрений работников
· Формирование устойчивый систем коммуникации в фирме
· Применение широкого участия персонала в управлении
Таблица 2.7-Сводная таблица эффективности системы стратегического управления
Параметр |
Эффективность параметра в ССУ |
Экспертная оценка, баллы |
А |
1 |
2 |
МЕХАНИЗМ | ||
1. Цели, задачи |
80,0 |
4 |
2. Принципы |
50,0 |
3 |
3. Подходы |
69,2 |
3 |
4. Методы |
33,3 |
2 |
ПРОЦЕСС | ||
1. Миссия и цель |
76,7 |
4 |
2. Анализ среды |
80,0 |
4 |
3. Оценка альтернатив и выбор стратегии |
50,0 |
3 |
4. Реализация стратегии |
73,3 |
4 |
5. Оценка стратегии |
66,7 |
3 |
ИНСТРУМЕНТЫ | ||
1. Информация |
56,0 |
3 |
2. Материальные ресурсы |
59,9 |
3 |
3. Структура |
66,9 |
4 |
4. Финансы |
69,3 |
4 |
5. Методы и подходы |
64,0 |
3 |
6. Трудовые ресурсы |
71,6 |
4 |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.