Существуют пять основных типов трансфертных цен, которые компании могут использовать для передачи товаров и предоставления услуг между подразделениями.
. Трансфертные цены на основе рыночных цен. Эти цены обычно устанавливаются на основе прейскурантных публикуемых цен на такие же или похожие товары или услуги; это фактическая цена, по которой поставляющее подразделение продает промежуточную продукцию внешним заказчикам, или цена, которую предлагает конкурент.
. Трансфертные цены на основе маржинальных издержек. Маржинальные издержки приблизительно равняются краткосрочным переменным издержкам, которые определяются как сумма прямых и переменных косвенных издержек.
. Трансфертные цены на основе полных затрат. Термины «полные затраты» или «долгосрочные издержки» используются для представления всей суммы расходов на все ресурсы, которые затрачены на продукт или услугу в долгосрочном плане. Некоторые компании, чтобы покрыть постоянные издержки, добавляют к переменным издержкам условные надбавки, что в итоге приблизительно соответствует полным издержкам.
. Трансфертные цены типа «затраты-плюс». При трансфертных ценах, устанавливаемых на основе себестоимости, поставляющие подразделения не получают никакой прибыли от продуктов или услуг, передаваемых другим подразделениям. Поэтому эти трансфертные цены не пригодны для измерения показателей функционирования. Чтобы преодолеть эту проблему, к себестоимости добавляется надбавка, позволяющая поставляющим подразделениям при трансфертах внутри компании получать прибыль.
. Трансфертные цены на основе переговоров. В некоторых случаях трансфертные цены устанавливаются в ходе переговоров между менеджерами поставляющих и получающих подразделений. В качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах или маржинальных или полных расходах, хотя формальных требований, что они должны действовать именно на основе этих цен, не существует.
В таблицах 1, 2, 3 показаны результаты анализа основных методов трансфертного ценообразования, применяемых в различных странах. По данным таблиц видно, что в США большинство компаний, деятельность которых была проанализирована, используют трансфертные цены. По результатам всех исследований, очевидно, что только небольшая доля компаний (менее 10%) определяет цены по маржинальным или переменным издержкам. Значительная часть компаний пользуется всеми методами, но при этом основная доля товаров и услуг, передаваемых и получаемых в виде трансфертов, оценивается по рыночным ценам или по полным затратам, или по полным затратам плюс надбавка. [2, c. 787]
Исследования, перечисленные ниже, относятся к анализу практических способов трансфертного ценообразования в разных странах. Из этих исследований хорошо видно, что переменные или маржинальные издержки не применяются, в то время как полные затраты или полные затраты плюс надбавка используются часто. Кроме того, широко используются и методы на основе рыночных цен.
Обзор практических приемов, применяемых в компаниях:
Таблица 1. Исследования, проведенные в Австралии и Канаде
Австралия (Joye and Blayney, 1991) |
Канада (Tang, 1992) | |
На основе рыночных цен, % |
13 |
34 |
На основе издержек: | ||
- переменных, % |
- |
6 |
- полных, % |
- |
37 |
- других, % |
- |
3 |
Итого, на основе издержек, % |
65 |
46 |
На основе переговоров, % |
11 |
18 |
Иные способы, % |
11 |
2 |
Итого |
100 |
100 |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.