Проблема - это всегда противоречие между различными явлениями действительности. Такие противоречия существовали и существуют всегда. Но они проявляются в разной степени обострения. Проблема характеризует потребность разрешения противоречия, обусловленную предельной остротой его проявления. В конечном итоге проблема в процессе объективных тенденций развития может разрешиться сама, но это происходит стихийно и этому сопутствуют большие затраты энергии и относительно продолжительный промежуток времени, и последствия такого разрешения могут быть в виде еще более сложной проблемы.
Человек может сознательно разрешать проблемы и тем самым до определенных пределов снижать «болезненность» их проявления и разрешения. Это возможно благодаря управлению, которое необходимо для гармонизации явлений и процессов относительно целей, преследуемых человеком. Каждое управленческое решение предназначено для решения проблемы. Эффективность управления проявляется в том, какие это проблемы, какой вариант их разрешения выбирается человеком и как реализуется управленческое решение.
Проблема качества образования проявляется в противоречии между современными потребностями производства, экономики и общества и системой образования, которая не всегда и не во всем соответствует этим потребностям. Точнее говоря, качество образования не позволяет ставить и решать те цели развития, в которых нуждается современное общество. В некоторых областях наблюдается снижение качества образования, относительно прошлого.
Для решения этой проблемы необходимо общее осознание важности качества образования, установление причин его снижения или замедленного роста, формирование системы управления качеством в комплексе всех ее параметров - специализации функций анализа, планирования и контроля, создания механизмов мотивирования, диверсификации управленческой деятельности по критериям качества.
Заметными тенденциями развития современного образования в России, особенно это касается экономического, юридического, образования является количественное увеличение числа специальностей, специализаций, ВУЗов, студентов. В определенной мере это отражает структуру современных потребностей общественного развития и прошлые деформации в системе образования. Однако эта тенденция должна сопровождаться позитивным изменением качества образования, и на определенном этапе тенденция роста качества должна опережать количественное увеличение. Мы сейчас находимся на таком этапе, но рост качества образования отстает от изменения количественных характеристик. В этом и проявляется противоречие, а, следовательно, одна из проблем современного образования[43].
Нельзя дать однозначного ответа на такой вопрос, в какой мере и как структура и количество действующих специальностей в системе образования отражает потребность общества в специалистах. Ни в одной стране мира, в том числе и в наиболее развитых странах, в системе образования нет такого количества специальностей, как в нашей стране. При этом существует явная тенденция увеличения количества специальностей. Такое положение дел усложняет управление образованием, использование специалистов, трудоустройство, решение пограничных проблем научно-технического и экономического развития. А ведь это параметр качества образования[23].
Сегодня исключительно большое значение имеет сама идея и философия качества образования. Это не только практическое, но и научное осмысление проблемы качества образования, осознание того, что сегодня решающую роль играет профессиональное сознание, ориентированное на качество. Профессиональное сознание - это не столько объем знаний, сколько сама их структура, сложившаяся методология мышления, подходы к решению профессиональных задач, практическое содержание образования. Именно это сегодня является наиболее важным в понимании качества образования. В обобщенном виде это проявляется как проблема уровня образования. Ведь профессиональное сознание тем и отличается, что оно характеризует не только степень специальной подготовки, сколько общий образовательный уровень, отражающий способность и потребность самообразования, культуру и методологию мышления, адаптивные и инновационные возможности деятельности, мировоззрение и социальные позиции. Углубление специализации образования не всегда полезно, если оно не сопровождается повышением общего уровня образования.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.