Содержание образования включает комплекс знаний, практических навыков, установок и психологическую готовность к определенным видам и ролям практической деятельности. Содержание образования в определенной мере формирует личность человека и определяет эффективность его последующей работы. Оно может быть широким или суженным, абстрактным или конкретным, гармоничным или бессистемным, сбалансированным или тенденциозным, индивидуализированным или шаблонным, догматическим или творческим. Во всех своих характеристиках содержание образования отражает его качество. А критерием качества является уровень науки и техники, потребности экономики, прогнозы развития. Здесь и кроется еще одна проблема качества образования - проблема соответствия существующего содержания образования возможному и необходимому содержанию, его соответствия потребностям настоящего и перспективам будущего. Это также проблема своевременного и прогрессивного обновления содержания образования.
Одной из целей образования является достижение профессионализма деятельности образованного человека. Это тоже характеристика качества образования. Профессионализм - нечто большее, чем обладание определенным объемом знании и навыков. Это помимо всего прочего искусство поиска и выбора вариантов действий организационно-техническое конструирование деятельности, обоснование позиций и убеждение оппонентов, самообразование, возможность освоения и накопления опыта. Профессионализм формируется последовательно и постепенно. Можно много знать, но не быть профессионалом, можно многое уметь, но при этом также не быть профессионалом. Способность образования формировать профессионалов в своем собственном процессе - одна из важнейших его характеристик. Профессионализм, по крайней мере, в главных своих чертах не должен опираться на после ВУЗовское накопление опыта использования знаний методом проб и ошибок, усилия целенаправленной адаптации к практическим условиям деятельности. Профессионализм - это элемент образовательного процесса. И он может быть различным. Профессиональное сознание должно быть ориентировано на качество деятельности.
В современной действительности образовательного процесса существует и проблема социально-психологических барьеров обеспечения качества. Это барьеры отношения к новому. Это факторы новых поколений преподавательского состава, новых потребностей общественного развития, устоявшихся и привычных представлений, сформировавшихся традиций. Любые изменения вызывают опасения потери преимуществ и положительных свойств. А повышение качества невозможно без изменений и преобразований. Новое качество всегда противостоит привычным представлениям, консервативным взглядам, содержит риск и формирует, иногда болезненно, новое к себе отношение. Преодоление социально-психологических барьеров в обеспечении качества образования - объективная реальность и сложный процесс.
Качество образования постепенно становится не только функцией управления образованием, но и многофункциональным объектом управления.
Это значит, что его обеспечение требует специализированных систем управления качеством, которых раньше не было и которые необходимо конструировать и создавать. Опыт управления качеством небольшой, поэтому приходится исследовать и искать варианты эффективного управления качеством. Это новая и, безусловно, специфическая проблема, требующая своего решения.
Но управление качеством невозможно без адекватной его оценки. Существующая оценочная система не отвечает потребностям измерения качества. Она нуждается в существенном преобразовании.
Качество образования проявляется и в личностных чертах специалиста и профессионала, которые не только существуют от природы, но и формируются, и развиваются в образовательных процессах. Повышается роль воспитания личности. Достижение необходимого и достаточного качества немыслимо без воспитательной составляющей образования. Проблема не только в необходимости, но и в том, что воспитание должно отражать не только реалии современности, но и прогнозы будущего.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.