Лидерство и стили руководства - два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Стиль руководства - способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей.
Стиль руководства типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Стиль руководства является важнейшим фактором, выступающим в качестве ведущего фактора, оказывающего влияние на уровень межличностных отношений в трудовых коллективах, на интенсивность происходящих в них трудовых и воспитательных процессов, на их организованность. Это индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.1).
Рис. 1. Цикл управления
Для быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для выполнения ее. Ключ к мотивации персонала следует искать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику. Индивидуальная мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют определенные правила и менеджеру необходимо их знать. Удачно созданная руководителем группа (когда распределение официальных должностей соответствует ролям, которые играют люди в повседневной жизни, а не симпатиям менеджеров) работает ровно, без срывов, и большинство проблем решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней.
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется "пирамидой Маслоу3").
Рис. 2. Пирамида Маслоу
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:
ü возможностями выполнить работу,
ü определить его рамки действий,
ü четко сформулировать цели и задачи.
Мотивационное управление концентрируется:
ü на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов),
ü чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
ü приведении мотивов в действия (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
ü усилении мотивов;
ü оценке работы и аттестация (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
ü удовлетворении потребностей;
ü обеспечении процесса мотивации.
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
ü к увеличению оборота и прибыли;
ü улучшению качества изделий;
ü более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
ü повышенному притоку сотрудников;
ü повышению их работоспособности;
ü большей сплоченности и солидарности;
ü уменьшению текучести кадров;
ü улучшению репутации фирмы.
Таким образом, результаты руководства изначально заложены в системе его осуществления и являются главной характеристикой менеджера.
Руководитель выполняет основные управленческие функции - планирование, организация, мотивация, контроль.
. Планирование - это начало и основа управленческой деятельности, предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.