. Организация. Хороший организатор - не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.
Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить:
. делегирование полномочий;
. создание организационной структуры предприятия,- структуры подчинения и ответственности;
. регламентирование прав, обязанностей, функций работников;
. нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ;
. инструктаж работников
. принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.
. Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) - решающий фактор успеха в управлении предприятием.
. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Руководство - это в первую очередь управление процессами:
ü согласование различных видов деятельности;
ü видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.
Факторы формирования стиля
У молодого специалиста свой собственный стиль руководства вырабатывается в первые три года . Стиль может формироваться стихийно, без специальных знаний и навыков, тогда главным определяющим фактором будет служить:
ü черты характера;
ü личные качества;
ü общий уровень воспитанности и образованности;
ü пример другого руководителя.
Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся :
ü закономерность управления,
ü специфика сферы конкретной деятельности,
ü единые требования, предъявляемые к руководителям,
ü социально-психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.),
ü уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.
Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
. Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
. Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
. Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.
Лидерство - комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
ü Ассоциация с человеческими качествами;
ü Процессом, в котором "ведут ведомых";
ü Результатом деятельности человека.
Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым Р.М. Стогдилом к 1974 году было проработано более трех тысяч работ, посвященных этой проблематике. Одним из первых подходов вручений лидерства был подход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры.
Наиболее известной теорией лидерства стала теория "великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Донелл. Кунц Г., С. О'Доннел.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.