Следует отметить, что одной из тенденций современного менеджмента является то, что происходит сближение менеджмента государственной службы и менеджмента коммерческих структур. Все закономерности общего менеджмента, рассматриваемые в классических учебниках и руководства проявляются в управлении современными организациями. Менеджмент в государственной службе обладает теми же чертами, что и менеджмент коммерческих организаций.
Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в госслужбе от менеджмента в других сферах.
Специфика менеджмента в госслужбе часто обозначается емкими терминами "администрирование" и бюрократия. Эти термины обычно обозначают тяготение менеджмента государственной службы к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
ü Следование инструкциям;
ü Разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет;
ü Концентрация власти и политической воли;
ü Ограничение свободы;
ü Авторитарный стиль управления.
Однако, в мире в целом и в Кыргызстане в частности, в последнее время происходят большие изменения в условиях функционирования государственного сектора, что естественно, отражает тенденции развития всего общества.
Интернационализация экономических связей, развитие технологий, информация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции и другое и это лишь неполный перечень новых реалий рубежа веков.
Ключевой тенденцией в государственном секторе является ускорение перемен. В деятельности государственных организаций изменяются обстоятельства и аспекты их функционирования: цели и приоритеты развития, финансовая среда: способы обустройства общественной жизни, функции деятельности государственных учреждений. Эти изменения заставляют менять базовую модель менеджмента в государственной службе. Наблюдается переход от авторитарной иерархической модели к новой, более гибкой модели, основанной на менеджменте участия, и на современных управленческих технологиях, отработанных в рамках коммерческих организациях. Характерными чертами новой модели являются:
ü Творческое участие;
ü Коллективизм и моральные стимулы;
ü Приверженность организации;
ü Экономические и материальные стимулы;
ü Тотальное творчество персонала.
Все это в целом модно назвать менеджментом участия, идентифицируя это понятие с понятием партисипативный стиль управления.
Природа стиля управления персонала в государственной службе обусловлена особенностями самой госслужбы. Это важно еще и потому, что государственной службе, в принципе, свойственны тенденции к концентрации власти и монократизму, стремление каждой подсистемы к возможно большей независимости и автономии, к своеобразной монополии на "свой сектор" на широком поле государственного управления. Не менее очевидно также и стремление чиновничества к закрытости, корпоративности, бюрократизации и окостенелости.
Не в последнюю очередь это детерминируется особым социальным и юридическим статусом государственной службы, чрезвычайной заформализованнстью ее внутренней организации, не позволяющей иной раз провести даже разумное преобразование. Госслужба строится на основе множества абстрактных и безличных, так сказать "объективных" правил и положений, определяющих статус, права и полномочия каждого должностного лица и технического работника. В аппарате имеются нормативные акты, которые дают подробное описание должностей, порядок выполнения служебных функций, систему подчиненности работников. Государственные служащие ограничены также многими рекреационными условиями и законами, которые определяют условия их найма и оплаты труда, санкциями, которыми они могут быть подвергнуты в случае нарушения трудовых отношений и служебной этики. В определенных пределах они ограждены от начальствующего произвола и профессионально независимы, материально обеспечены, защищены от безработицы.
Тем самым положение госслужащих заметно отличается от положения тех, кто попадает под нормы общего трудового права. На государственной службе отсутствует договорная ситуация. Здесь строго субординационные трудовые отношения, что придает стилю управления персоналом в государственном аппарате особую значимость.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.