Диагностика может производиться по трём основным направлениям:
1. Качественная характеристика культуры:
А) Изучение материального рабочего окружения, символики
Внешний вид сотрудников, оформление офисных помещений, условия труда;
Использование корпоративной символики;
Язык;
Истории, мифы.
В) Изучение поведения сотрудников
Модели выполнения работы;
Взаимодействия между руководителями и подчинёнными;
Взаимодействия (формальные и неформальные) между сотрудниками;
Традиции.
С) Изучение декларируемых ценностей, норм и правил (регламентов)
Миссия и цели компании;
Принципы поведения и корпоративные ценности;
Внутренние регламенты компании.
D) Изучение системы управления
Организационная структура;
Персонал: состав, знания и навыки, система внутренней мотивации;
Корпоративные политики (в том числе и кадровая);
Система вознаграждения;
Система планирования, координации, контроля;
Бизнес - цели, задачи и стратегия их реализации.
В результате диагностики по первому направлению можно будет определить тип организационной культуры в рамках выбранных типологий.
. Сила культуры:
Наличие доминантной культуры, её сила;
Наличие субкультур, их количество о взаимоотношение (наличие противоречий).
Этап II. Разработка рекомендаций
1) Определение целевой культуры:
- Характеристики основных элементов целевой культуры (сильной, адекватной целям и специфике внешней среды)
Какие элементы целевой культуры уже существуют на предприятии?
Какие из имеющихся элементов не соответствуют требованиям целевой культуры?
Какие элементы необходимо сформировать для создания целевой культуры?
2) Определение инструментов для формирования и управления целевой культурой:
- Система внутреннего PR
Кадровая политика;
Система вознаграждения;
Рабочее окружение;
Стиль руководства.
3) Создание плана внедрения выбранных изменений мероприятия, сроки, ответственные лица.
В подобных проектах можно использовать такие формы работы, как рабочие группы, состоящие из консультантов и сотрудников компании, а также семинары-обсуждения с ключевыми лицами компании.
Также в качестве рекомендации для ОсОО "Эдимо" можно предложить разработку памятки поведения менеджера (Приложение 1).
Памятка имеет целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в Памятке, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.
Работать с Памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: "А как это относится ко мне?"
Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности. Памятка рекомендуется для руководителей при осуществлении практической работы по управлению как на производстве, так и в аппарате управления.
Памятка основное внимание уделяет личным качествам руководителя. Остановимся на важнейших из них.
) Выдержка. Руководитель должен прежде всего уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.
) Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.
) Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.
) Скромность и непримиримость к лести. Это необходимое для каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить, - тоже лесть.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.