Открытое мышление - важнейший катализатор креативного мышления, который позволяет стимулировать генерацию множества идей, комбинировать разные элементы, создавать новые сочетания, созвать творческую обстановку и поддерживать креативное направление мысли, временно отказываться от стереотипного мышления и критического анализа.
Практика показывает, что из всего количества идей, разработанных с помощью техник открытого мышления, 90% окажутся непригодными для жизни, 5% будут довольно тривиальными, и только последние 5% идеи можно будет назвать неординарными.
Наиболее эффективно техника открытого мышления проявляет себя во время «мозгового штурма» - групповой работы по генерации новых идей на основе свободного потока ассоциаций. Создатель этого метода Алекс Осборн сформулировал следующие правила проведения «мозгового штурма»:
· мероприятие должно проводится в неформальной обстановке;
· следует побуждать участников к свободному интеллектуальному самовыражению;
· никто не должен критиковать других;
· чем необычнее или безумнее идея, тем лучше;
· идеи можно компоновать по-разному;
· группу интересуют мнения всех участников;
· все участники обладают равным статусом;
· оптимальное количество участников «мозгового штурма» - 12 человек, а время проведения не должно превышать 45 минут.
Общая практическая методология «мозгового штурма» требует выполнения нескольких пунктов:
· выберите координатора, который будет отвечать за организацию процесса «мозгового штурма» и фиксацию предлагаемых идей;
· договоритесь о процедуре - что и в каком порядке будет происходить, как долго будет продолжаться сессия «мозговой атаки» и к каким результатам должна привести;
· поддерживайте атмосферу игры, люди гораздо более креативны в игровой ситуации, чем во время обычных деловых переговоров.
На практике наибольшее распространение получили четыре варианта проведения «мозгового штурма»
Классический.
Идеи поступают в произвольном порядке каждый выступает сколь угодно часто и в любой момент времени запись идей производится на листе флип-чарта. Проведение классического «мозгового штурма» ограничивается во времени.
Упорядочивание.
Устанавливается очередность выступающих, запись идей ведется до последней идеи на листе флип-чарта.
Метод «Мицубиси».
«Мозговой штурм» разбивается на две повторяющиеся стадии одинаковой продолжительности. На первой стадии участники в тишине записывают свои идеи в блокноты, а на второй - по очереди оглашают записанные идеи. Координатор переносят идеи на лист флип-чарта.
Блокнот идей.
Участники по очереди столбиком дописывают свои идеи в общий блокнот.
Наиболее распространенным методом оценки идей является анализ их соответствия критериям эффективности, т.е. тем параметрам, которым должно отмечать успешное решение. Для PR-проектов в общем виде список критериев эффективности выглядит так:
· соответствие целям в бизнесе и PR-стратегии;
· решение задач креативного брифа;
· соответствие законам и этическим нормам;
· приемлемые обязательства и риски, связанные с реализацией идеи;
· соответствие идеи финансовым, временным человеческим ресурсам;
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.