2) С другой стороны, существуют условия, которые создают высокий уровень мотивации в случае своего присутствия. Но их отсутствие не приводит к сильному неудовлетворению. Их называют мотивационными факторами: преуспеяние, принимают во внимание мнение данного человека; достижения, ответственность и самостоятельность; возможности развития, работа на самого себя. Другое важное открытие: когда сотрудники высокомотивированы, то они относятся намного устойчивее, толерантнее к неудовлетворенности, являющейся следствием гигиенических факторов. Существуют общие моменты между теорией Маслоу и Херцберга: мотивационные факторы связаны с самореализацией и уважением, поддерживающие - соответствуют физиологическим потребностям, безопасности, социальным потребностям (табл. 1) [24, стр. 97]
Таблица 1
Основные различия между теориями Херцбера и Маслоу
Показатель |
Маслоу |
Херцберг |
Ориентация теории |
Все потребности могут мотивировать (быть мотивационными факторами для людей) |
Только некоторые потребности могут мотивировать |
Влияние потребностей на поведение |
Мотивирует |
Не является ключом мотивации |
Роль финансового вознаграждения |
Относится ко всем людям на все моменты жизни |
Ориентируется на работающих |
Перспектива |
Описательный (как есть) |
Предписательный (как должно быть) |
Тип теории ко всем людям |
К «белым воротничкам» и специалистам |
Мотивация предполагает натиск, необходимый для
движения вперед в выбранном направлении, но натиск может перерасти в стресс, в психическую напряженность, в
результате чего пострадает качество исполнения деятельности или даже возможен срыв деятельности. Чрезмерно высокая мотивация способна вызывать резкое ухудшение деятельности.
Граница, до которой могут быть «замотивированы» люди, зависит от характера потребности и способности человека справляться с
психическим напряжением в
зависимости от врожденных свойств нервной системы, уровня сознательного самообладания и
саморегуляции.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.
Теория ожидания Врума.
Эта теория разработана в 1964 г. психологом Виктором Врумом как процесс управления выбором. Она основана на предположении, что не само наличие активной потребности толкает человека на достижение определенной цели, а надежда, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности.
Ключевым фактором в теории ожидания являются 3 взаимоотношения: 1) ожидания (прогноз) соотношения расходов на труд - результата (РТ-Р); 2) ожидание соотношения результата - вознаграждения (Р-В); 3) ценность вознаграждения (Ц) - предполагаемая степень относительного удовлетворения - или неудовлетворения, возникшего вследствие получения определенного вознаграждения.
Соотношение между тремя факторами может быть выражено:
Мотивация (М)=(РТ-Р)х(Р-
В)хЦ.
Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются в наибольшей степени.
Теория справедливости.
Согласно теории справедливости люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к израсходованным усилиям и затем это сравнивают с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если человек считает, что здесь возникла несправедливость, то возникает психологическое напряжение. Исследования показали, что если люди полагают, что им не платят достаточно, то они снижают интенсивность своей работы. Но когда считают, что им платят больше, то не начинают работать интенсивнее.
Основной вывод: до тех пор, пока люди не начинают считать, что получают справедливое вознаграждение, они снижают интенсивность своего труда. Эта теория рекомендует включать критерий самооценки в систему формальной оценки трудовой деятельности [14, стр. 115].
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.