. Выдается оплаченный чек на полное медицинское обследование в лучших медицинских учреждениях США.
. Страхование жизни и здоровья.
. Субсидируемый предприятием кафетерий.
. Ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей в школах.
. Организация детских учреждений.
10. Организация коллективных гаражей.
11. Повышение в должности без изменения заработной платы.
. Предоставление права бесплатно пользоваться автомобилем фирмы.
13. Оплата расходов на бензин и ремонт личного автомобиля.
14.Высшему руководству фирм, проработавшим 10-15 лет и внесшим личный вклад в развитие организации, предоставляется оплаченный отпуск от 6 месяцев до года, который используется для путешествий, написания мемуаров; и т. п.
Развитие сопричастности
и идентификации сотрудников с организацией, с ценностями, целями организации мотивирует работников на повышение эффективности труда [11, стр. 106].
Мотивирование через саму работу
использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.
Поощрение достижений
сотрудников мотивирует их к улучшению дальнейшей деятельности, если это поощрение разнообразно:
сама система зарплаты устроена так, что связывает награду с достижениями, а также требуется поощрение людей через повышение их ответственности и самостоятельности (внутренняя награда)
и создания возможности повышения статуса, продвижения в карьере (внешняя награда).
Поощрения мотивируют лишь тогда, когда они заслужены и человек сознает это. И они обесцениваются, если раздаются и получаются незаслуженно «налево и направо».
Упражнение в руководстве,
применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффективность деятельности персонала, ибо умелое руководство способствует развитию сопричастности и идентификации, прояснению ролей и целей, развитию группового духа. Важное значение имеет личность и стиль управления руководителя.
Ограничение отрицательных факторов
предполагает минимизацию отрицательных гигиенических факторов, которые выделил Херцберг: это несправедливая система оплаты; плохие условия работы; неадекватный надзор; неоправданно ограничивающие или бюрократические практики; и др.
Руководитель должен иметь в виду две цели: 1) снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации, и 2) увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы (которые реально увеличивают выделение энергии у подчиненных) таблица 2 [21, стр. 203].
Таблица 2
Регуляторы мотивации
1. Рабочая среда Удобное рабочее место Низкий уровень шума Эргономика, дизайн Столовая Чистота Хорошие физические условия работы |
2. Вознаграждения Хорошая зарплата, справедливое вознаграждение по результатам работы (премии, акции, дивиденды от прибыли) Социальные блага (жилье, медобслужива-ние, детсады, санатории, спорт и культурный отдых, оплаченное питание; и пр.) |
3. Безопасности Ощущение своей принадлежности, нужности для фирмы Уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителя Хорошие отношения в коллективе |
4. Личный рост Возможности для обучения Возможность карьеры Рост ответственности и влияния Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения |
5. Чувство причастности Ощущение полезности своей работы Информированность о делах, планах, перспективах фирмы Интерес и учет руководством личных мнений работников Совместное принятие решений |
6. Интерес и вызов Интересная работа Усложняющаяся работа, требующая роста мастерства Возрастающая ответственность Соревновательный эффект (быть лучше другого) Постановка трудных интересных трудовых целей |
В общем виде выделяют следующие методы стимулирования результативности труда:
) Экономические методы (денежные поощрения либо наказание в виде лишения премий, штрафов).
) Целевой метод
(постановка перед подчиненным конкретных и ясных трудовых целей повышает его активность).
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.